Боброва Анна Ивановна
ФИО: Боброва Анна Ивановна
Год рождения: 1932
Место рождения и возрастания: Вологодская область, Грязовецкий район, д. Дмитриевское
Образование: 4 класса
Место проживания в настоящее время: г. Вологда
Дата записи интервью: 20.09.2024
Беседу проводили проректор по воспитательной работе игумен Ферапонт (Широков), студент 4 курса Вологодской духовной семинарии чтец Николай Артёмов.
Анна Ивановна, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о Вашем детстве и юности. Были ли Ваши родители верующими?
Отец, я не знаю, был ли верующим. А мама была верующая, даже пела в храме, певчей была.
Там же, где Вы родились, да? Там храм был раньше? В Дмитриевском она пела, да?
Да. В деревнях ведь были церкви.
А сейчас не сохранилась церковь, не знаете?
Ой, давно нет её. Я уж и не помню. Бывало, мама придёт, скажет: «Вы не балуйте, помолитесь со мной». Дак вот она молится – и я встаю и молюсь с ней. Нас пятеро было. И все стоим и молимся, такие маленькие.
Потом война началась в 1941 году. Мне 9 лет было. Нас заставили работать, везде убирать вместе со взрослыми. Я работала. Церкви закрыты были уже – ходить некуда было. Только работали в колхозах. Потом немцы приехали. Наши взяли их в плен. Отец у меня их охранял. Они даже к нам заходили, он приходил домой и приводил их, и я их видела.
Молиться негде было, мы уже в это время не молились, церкви не было. А потом я в деревне поработала и в лесколхоз уехала.
Анна Ивановна, а расскажите, где Вы приняли крещение?
Дома.
Вас крестили не в храме?
Нет, дома крестили.
А это было тайно?
Да не знаю. Нас троих в нашем доме крестили.
А крестил Вас священник?
Да, священник крестил.
Расскажите, как проявлялась религиозность в Вашей семье? Были ли у Вас дома иконы? Хранилась ли какая-то литература?
У нас иконы были, до сих пор те самые иконы даже и сейчас ещё есть.
С того времени?
С того. Мы живём кто где, вот и взяли. Всё время иконы были. Мать всё время молилась. И бабушка с дедушкой. У них там тоже церковь была, они тоже ходили в церковь, молились, и у них иконы были всякие.
А я ведь в церкви не была, я не знаю, как там раньше молились. Потом уже, когда приезжала в Вологду, привозили меня, заходила я в нашу церковь. Здесь просто стояли, молились и всё, а раньше я ничего не знаю. Я знаю, что родители молились и ходили в церковь. Их не стало – ничего и не знаю.
А расскажите всё-таки вот об этом периоде, когда была возможность посещать храм, в самом раннем детстве, если вспомните? Какие у Вас чувства возникали при посещении храма? Приходилось ли испытывать благоговение? Был ли интерес к богослужению? Часто ли возникало непонимание того, что поётся за службой?
Раньше, мать рассказывала, мне так всё хотелось в церковь! Я поэтому в Вологду и переехала из Северодвинска. С детства мне так всё хотелось в церковь, а церкви-то нет, куда пойдёшь? Мне нравилось в церковь ходить. Как-то отец меня причащал в церкви. Он меня на руках держал, я небольшая была. Очень мне понравилось в церкви. И я думаю: «Буду я ходить в церковь». До сих пор вот и хожу, переехала специально сюда, чтобы в церковь ходить. Мне церковь нравится. Надо ходить, надо очень любить Бога. Потом мы не знаем, куда отойдём, к сатане или к Господу Богу, и что получим.
Надо только к Богу.
Да, я и своим говорю. У меня дочь тоже вот живёт в Нефтеюганске. Она там даже в церкви сейчас и работает. На пенсию вышла и пошла в церковь, там работает, прислуживает, как у нас девочки здесь. А муж у неё ворчит, что она ходит. – «Поезжай, – говорит ей, – лучше к матери, чего ты тут ходишь в церковь?» Ну а так ничего, всё слава Богу! А сын не ходит на службы, а так ходит в церковь. – «Молюсь, – говорит, – я и Господу Богу, и Николаю Чудотворцу». Всем, говорит, молится. А так не ходит на службу. В церкви, говорит, почти каждый знает меня. – «Про тебя, – говорит, – все спрашивают».
Расскажите о священнослужителях, священниках, диаконах, которых Вы лично знали. С периода детства, уже в юности, в сознательном возрасте. Были ли какие-то священнослужители, которые особенно были дороги Вам?
Я всех любила батюшек.
Но кто-то, может, больше всего запал в душу Вам, был Вашим духовным наставником, к которому Вы регулярно ходили на исповедь?
Отец Константин мне нравился. Отец Константин.
Отец Константин[1] – очень известный священнослужитель, наверное, один из самых известных у нас на Вологодчине, участник Великой Отечественной войны. Вы застали большой период его служения здесь настоятелем собора. Может, о нём вспомните? Может, наставления он Вам давал какие-то, которые запали Вам в память?
Наставлений таких он не давал, я не просила.
А чем он Вам запомнился? Может, своим отношением, чувством юмора?
Всё расскажет, всё скажет. Скажет, чтобы ходили в церковь. Вот это он говорил. Что надо ходить в церковь. Надо Бога любить.
Примером он, наверное, для Вас был?
Да, наверное.
Анна Ивановна, а расскажите, пожалуйста, о том, открыто ли Вы проявляли свою веру? Не сталкивались ли Вы с притеснениями, с какой-то негативной оценкой?
Такого, вроде, не было.
Ну в детстве, наверное, в меньшей степени. А вот когда работали уже, в храм ходили здесь, в Вологде, может быть, в 1980-е годы? Не было таких, кто обличал, говорил: «Она верующая»?
Такого я не замечала, чтобы кто-то говаривал, что не надо верить. Говорили посторонние, слышала, что говорят, что Бога нет, чего верить? А так, чтобы сказали не ходить в церковь, такого я не слышала.
Допустим, в Вашей личной жизни этого не было, но среди знакомых с какими проявлениями антицерковной пропаганды Вы сталкивались? Например, в школе, наверняка Вам какие-нибудь наставления по части атеизма всё равно давались, так как это было частью программы.
Ну в школе раньше говорили. Ну там скажут, что нечего веровать. Говорили. Но чтобы в отдельности нам – ничего не говорили такого.
Анна Ивановна, ещё расскажите, пожалуйста, уже в сознательном возрасте замечали ли Вы присутствие Церкви в общественной жизни? То есть когда проходили какие-то особо значимые праздники церковные, например, Пасха или Рождество, были ли Вы участницей общих крестных ходов? Вы же были прихожанкой храма Рождества Богородицы в Вологде.
Я любила ходить в церковь, мне нравилось, я не знаю, как сказать, я не могу ответить. Всё было хорошо. Мне церковь очень нравилась. Я поэтому и переехала сюда.
Ещё такой вопрос. Интересовались ли Вы церковным искусством? Покупали ли литературу, доставали ли, если была такая возможность? Уже, наверное, ближе к закату Советского Союза. Был ли у Вас личный экземпляр Священного Писания, молитвословы, любая литература, связанная с Церковью?
Я как приду в церковь, раньше было: «Надо купить! Надо прочитать! Надо много чего знать!»
Возможность была такая? Свободно можно было тогда купить? Здесь в храме покупали?
Да, да. У меня книг сейчас навалом, икон всяких полно. Всё покупала. Всё любила очень. Покупала всё: и книги, и иконы, и всё-всё-всё.
А была ли у Вас возможность узнавать о Церкви из произведений литературы наших отечественных классиков? Очень многие из них были верующими людьми.
В детстве я ничего не думала… В школу ходили, работать начали… Ничего не думала. Церкви нет, куда я пойду? Мать скажет: «Дак ты молись дома-то». Я молюсь. Вот «Отче наш», «Богородицу» в детстве выучила. Всё любила. И людям, кто не верующий, говорила: «Ходите в церковь-то, ходите! Ведь Господь-то нам всё даёт!» Только бы к Церкви пришли люди. До сих пор сейчас не ходят. Господи, вот чего люди не ходят в церковь? Надо ходить ведь. А они вот не идут. В детстве я всё говорила: «Я пойду в церковь, я пойду в церковь». Так церкви-то нигде не было, куда пойдёшь? Только когда переехала в Вологду.
Ясно, то есть Ваша жизнь строится непосредственно вокруг храма. Самое главное – это храм, несомненно, Церковь. Вы говорите о закрытии храмов, храмов не было практически. Выразите, пожалуйста, кратко мнение о том, в каком положении была Церковь в период советской власти.
Ой, я даже не знаю. Церкви были и люди ходили. Они давно построены ведь. Как вот помню в детстве, я всё вижу, что народ ходит в церковь. Люди-то много, конечно, ходили раньше. Раньше больше ходило, чем сейчас. Сейчас придут два-три человека от силы, а раньше очень хорошо было.
То есть Вы хотите сказать, что раньше притеснения, которые были, людей сплачивали вокруг храма?
Да.
Сейчас вот свободно, слава Богу, можно в храм ходить и исповедовать свою религиозную принадлежность, а люди в храм не ходят.
Да.
А раньше можно было пострадать в школе, на работе, и тем не менее, люди в храм ходили. Сейчас это обусловлено ещё тем, что храмов стало, конечно, больше. Раньше один храм был на весь город, в этом тоже, естественно, есть объяснение некоторое. И кроме того, люди ценили то, что от них пытались оторвать, забрать. Они это ценили, и это проявлялось в достаточно массовом посещении храмов.
Да. Самое главное – чтобы только ходили все в храм. Это самое главное. Так вот люди всё как-то отходят.
Анна Ивановна, большое Вам спасибо!
[1] протоиерей Константин Васильев (1928 – 2010) один из старейших клириков Вологодской епархии, с 1969 года настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора Вологды. На протяжении многих лет был членом епархиального совета и благочинным храмов города Вологды.