Ежихина Ирина Михайловна - Память Церкви
6 0
Миряне Ежихина Ирина Михайловна
memory
memory
6 0
Миряне

Ежихина Ирина Михайловна

ФИО: Ежихина Ирина Михайловна

Год рождения: 1968

Место рождения и возрастания: г. Дзержинский Московской обл.

Социальное происхождение: из семьи служащих

Образование: высшее

Место проживания в настоящее время: г. Сергиев Посад Московской обл.

Дата записи интервью: 23.06.2024

Беседу проводил Узких Иван Евгеньевич.

Какого Вы года рождения? Верующая ли была у Вас семья?

Я родилась в 1968 году. Семья была верующей, все были крещены, меня крестили тайно у бабушки в деревне. Когда пришло время вступать в комсомол, и выяснилось, что верующих и крещёных туда не берут, я даже обрадовалась и сказала, что я верующая, но, к моим словам, конечно же, не отнеслись всерьёз. Думаю, что ещё в 1950-е – 1960-е меня поставили бы на какой-нибудь учёт, но в 1980-е мне просто сказали, что в комсомол необходимо вступать всем. [Смеётся]

Были ли какие-то религиозные предметы в семье, дома? Иконы, Библия, молитвословы?

У мамы был церковный календарь, христианские праздники отмечались, родственники поздравляли друг друга. Библии, к сожалению, не было.  Икона была всего одна, но с историей. Двоих братьев моего деда расстреляли на Бутовском полигоне в 1937-м – 1938-м гг. по приговору «тройки» НКВД, одному из братьев, Михаилу Зорину[1] даже посвящена статья в биографическом справочнике «За Христа пострадавшие»[2], он был старостой храма, прятал иконы от сожжения. Небольшой образ Введения во храм Богоматери сохранился у мамы, вероятно, именно из того самого храма. Икона совсем небольшая, но очень дорога для семьи как память.

В детстве Вы какое-то время жили в г. Дзержинском. Поделитесь впечатлениями от посещения Николо-Угрешского монастыря.

Монастырь тогда был в запустении. Помню, Преображенский собор был в неприглядном состоянии, верхние ярусы колокольни были разрушены ещё во время войны, монастырские корпуса были переоборудованы под жилые дома, на территории какое-то время располагалась школа дзюдо, коммунальные службы.  Будучи детьми, мы там играли, проводили время. Также, когда я была совсем маленькой, в зданиях монастыря была детская больница, выходит, мы в монастырь ходили лечиться. Т.е. монастырь был для нас местом, где мы проводили время, играли, даже лечились, это был «остров жизни» посреди города.

Но вы, дети, знали, что это именно монастырь, а не просто какие-то развалины?

Знали. Во всяком случае, все вокруг называли это место монастырём. К тому же, говорили, что старый фильм «Путёвка в жизнь» – про наш монастырь. Что касается впечатлений от времяпрепровождения – нам там очень нравилось, это было светлое место, нас туда тянуло. Наверное, потому, что святое место притягивает к себе.

Коснулась ли Вас антирелигиозная кампании?

Помню, дома была книга «Справочник атеиста» с иллюстрациями. А однажды в школе нас заставили посмотреть известный антирелигиозный фильм «Тучи над Борском». Действующих храмов в округе не было, но помню, что на Пасху намеренно устраивались ночные дискотеки для молодёжи, чтобы молодые люди не ходили в храмы. Меня это всегда удивляло, потому что идти-то некуда было, открытых храмов не было. Возможно, какие-то храмы работали, но тайно. Люди не только куличи готовили и яйца красили, но даже детей крестили, хотя и знали, что может не поздоровиться. Но, видимо, время уже было другое, опять же, вернуться хотя бы к моему вступлению в комсомол. Случаев доносительства на кого-либо из нашего окружения относительно посещения храмов или участия в религиозных обрядах не припомню.

Когда стало безопасно ходить в церковь?

Свободно уже в 1990-е, но и раньше моя мама ходила в храм, обходилось без последствий, никто на работу не доносил. К примеру, у тёти в Ликино-Дулёве дома на видном месте был красный угол с тремя большими иконами, практически до потолка – Спасителя, Богоматери и Николая Чудотворца – никто не прятал.


[1] Зорин Михаил Платонович (1877 – 1938). Был старостой церкви д. Новая и д. Высоково Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Расстрелян 31.01.1937 г. на Бутовском полигоне.

[2] Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997г., 698 с.