Федькина Раиса Васильевна - Память Церкви
8 0
Миряне Федькина Раиса Васильевна
memory
memory
8 0
Миряне

Федькина Раиса Васильевна

ФИО: Федькина Раиса Васильевна

Год рождения: 1942

Место рождения и возрастания: Село Красноярка Усть-Пристанского района Алтайского края

Социальное происхождение: из крестьян

Образование: среднее специальное

Место проживания в настоящее время: г. Новокузнецк

Дата записи интервью: 23.06.2024

Мои родители, бабушка и дедушка, другие члены семьи были верующими. Дедушка прожил 105 лет, был очень верующий, соблюдал посты и нас заставлял. Храма в нашей деревне не было. Храм был в соседнем селе. Когда мы уже маленько подросли, этот храм по решению властей был передан под клуб. Бабушка была тоже верующей. В деревне храма не было, но был большой дом, в котором собирались для молитв и православных праздников: на Пасху, Троицу, Рождество и другие. Молитвы были такие же, как и сейчас на богослужениях. Значит, молились тогда правильно. Знакомых священнослужителей у нас не было. Были старые люди верующие, с которыми мы общались. Молитвы читал по книгам старенький дедушка из нашей деревни. Ещё в детстве в нашей деревне образовался свой кружок. Вместе ходили на Пасху на кладбище так, чтобы учителя не знали. Ну и молились там с людьми. Бабушки идут, и мы с ними. На Пасху красили целое ведро яиц. Дедушка их раздавал, при этом нас, детей, заставляли становиться на колени, помолиться.

В 11 лет я впервые увидела епископа. Это было на богослужении в Алейске, близ Барнаула.

Религиозной литературы у нас в семье много не было, и не знали, что её где-то много есть. Дедушка много молитв знал наизусть. Он всю жизнь был пастухом, а я подпаском, помогала ему пасти коров. Идём с ним, он что-то шепчет. Спрашиваю его, он отвечает, что молитву «Отче наш». Попросила его научить меня. Иду около него, далеко же пастбище было. Постепенно и я запомнила молитву «Отче наш» и Символ веры. Иконы в доме были. Был сделан такой уголочек, назывался «божничкой». Мама сама связала салфетку кружевную для её украшения.

Верующие в нашем классе были, мы знали их. На Страстную неделю в школе мы, сёстры и подруги, отказывались на уроке пения петь. Знали, что это грех. Нательный крестик открыто не носили. Его носили, привязывая на одежду, так, чтобы не видно было. Крестик очень берегли. У нас мальчика одного так за крестик схватила учительница крепко, что он жаловался, что сильно больно было. 

А я в детстве была не крещёная, а «погружённая». Одна из деревенских бабушек нас погружала. В 15 лет мой дядя забрал меня в Москву жить и учиться, потому что у нас школа была в семь классов, а школа-десятилетка находилась далеко от нас. Я всё время сильно хотела покреститься, принять крещение, тётю попросила помочь. Было много партийных, и мы боялись, что помешают. Тётя сказала, что пойдём в храм вечером. Пошли с ней. Я очень была рада. В храме вышла к нам старенькая бабушка, которая дежурила там, и сказала: «Водичка приготовлена, заносите ребёнка». Пошла звать священника. Священник мне очень запомнился. На всю жизнь. Говорил он с молдавским акцентом. Он вышел и говорит: «Ребёнка заносите». А тётя отвечает ему: «А ребёнок вот стоит!» Мне тогда было 15 лет, а во мне 80 килограмм. Священник говорит: «Я думал, что её ребёнка будем крестить». Сам ход крещения я не запомнила. Но очень, очень я обрадовалась, что покрестилась. Маме я написала письмо: сообщала, что я покрестилась, просила, чтобы никому об этом не говорила. Не знаю почему, но боялись об этом говорить.

О гонениях на Церковь мы знали. Я видела, как в селе Журавлиха Алтайского края снимали крест с храма, разрушали церковные здания. Участвовали в этом молодые парни из местных жителей.

Общаться с церковным миром я стала, когда приехала в Новокузнецк в 1963 году и стала ходить в храм святителя Николая Чудотворца на Форштадте. Детей своих мы в этом храме крестили.

В молодые годы религиозную литературу я не приобретала. Сейчас у меня и литературы много, и иконок. Я иконки и литературу раздаю благотворительно, когда лежу в больнице. И врачам раздаю. Берут с удовольствием.

Я посещала святые места в Кузбассе, церкви и монастыри «Золотого кольца России», Муром, в Нижегородской области – Арзамас, Дивеево. В Дивеевском монастыре была два раза. Паломницей посетила Святую Землю (Иерусалим).