Федорченко Людмила Александровна
ФИО: Федорченко Людмила Александровна
Год рождения: 1952
Место рождения и возрастания: Грузия, г. Батуми
Социальное происхождение: из семьи служащих
Образование: высшее
Место проживания в настоящее время: г. Симферополь
Дата записи интервью: 04.04.2024
Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, как Вы молились, ходили ли в церковь?
Я Федорченко Людмила Александровна, пенсионерка, 1952 года рождения. Родилась в Грузии и до 17 лет жила там.
Бабушка и дедушка мои были православными христианами. Дедушка мой, Михаил Титович Еников, работал пономарём в церкви, в Грузии в то время не преследовалось посещение церкви, и веры православной, поэтому я часто с бабушкой ходила в храм.
Как я там могла молиться? Смотрела на бабушку, бабушка мне объяснила, как надо креститься, молиться, многие молитвы маленькие знала наизусть, причащалась, исповедовалась с 7 лет.
Мама у меня была коммунисткой, потому что в те времена, если ты не коммунист, у тебя не будет продвижения по служебной лестнице. Но она была тоже верующая и тоже ходила периодически в церковь, но тайно.
А сосед наш доложил (он знал хорошо нашу семью), что мама коммунистка и ходит в церковь. Маму вызвали в КГБ и стали спрашивать: «Вы что, верите в Бога, ходите в церковь?» А мама ему ответила: «Я скажу, что нет, а Вы мне в душу не залезете». Но тогда он видит, что дальше спрашивать нечего, и говорит: «Ну, идите, только никому не говорите, что мы Вас вызывали». Но мама продолжала по-прежнему работать, занимала должность соответствующую, притеснений не было.
Когда и как Вы крестились?
Крестили меня сразу после рождения. Крёстный был офицер на подводной лодке в Ленинграде. Крёстная была просто хорошая женщина православная. Мы очень долго поддерживали с крёстным отношения, он часто приезжал к нам в гости. Когда он приезжал к нам, рассказывал много историй и даже сказал один раз, что Советский Союз исчезнет и напоследок править Россией будет православный помазанный царь. Мы тогда как-то удивлялись, но поживём, увидим. Это в те времена ещё, когда я была ребёнком.
Ваше крещение было официально оформлено?
Нет, официально не было оформлено, но в тайне не хранилось. Просто тогда никакие документы не давали. Покрестили, и всё.
Как вообще проходило крещение? Кто из домашних был инициатором?
Бабушка, дедушка. Священник, куда мы ходили в храм, где дедушка прислуживал, был знаком с дедушкой, поэтому и к нам в гости приходил, он всегда ходил по городу в рясе, не стеснялся никого, и все очень любили этого священника, многие до сих пор пишут в соцсетях, вспоминая его.
А Вы можете вспомнить имя священника?
Протоиерей Лука Шевчук.
А как храм назывался?
Не помню храм, но он был на кладбище, деревянный храм.
Адрес можете вспомнить? Какой город?
Не помню я там улицы, я в 17 лет уехала и улиц не помню. Город Батуми. Моего дедушку потом похоронили возле церкви, в 1973 году он умер, потому что там был похоронен священник, а рядом было ещё место, и батюшка разрешил, чтобы там его захоронили. И поэтому мама, конечно, ходила в храм. Не так часто, может, как хотелось, но у неё была отговорка, что она ходит на кладбище к отцу, а в Грузии приветствовались частые посещения кладбища.
Расскажите, а дома у Вас были предметы религиозного обихода? Иконы или литература, Священное Писание, может?
Была у бабушки большая икона, был уголок с иконами. И бабушка, и дедушка каждое утро и вечер молились. Мы с мамой жили у них, мама работала в горкоме, и, так как не было у нас жилья, пришёл к нам первый секретарь обкома КПСС Уклеба, чтобы посмотреть в каких условиях мы живём. И, когда он зашёл в комнату, сразу увидел большую икону. Он подошёл, постоял, посмотрел тихо и отошёл. Никаких нареканий или каких-то отрицательных слов мы не слышали от него. Ну и нам дали с мамой отдельную квартиру.
Я правильно понимаю, что Ваша семья была полностью церковная?
Да.
Все члены семьи верующие?
Да. Бабушкин сын тоже постоянно ходил в церковь, особенно Пасху любил, на все ночные службы с бабушкой, с дедушкой ходил, звали его дядя Женя. Это сын бабушки, брат моей тёти. Я без отца осталась в два года, поэтому я ничего не могу сказать о нём.
А Вы, получается, посещали богослужения каждое воскресенье?
Нет, каждое воскресенье не посещала, потому что пешком надо было ходить, транспорта там никакого не было, потому что церковь была на окраине города.
Это была единственная церковь?
Нет, в городе ещё была церковь, а мы жили ближе к кладбищу, поэтому ходили в эту церковь. И бабушка уже была в возрасте, поэтому часто ходить мы просто не могли.
А молились Вы каждый день?
Конечно.
Всей семьёй? Вместе?
Нет, по отдельности. Потому что все уходили в разное время.
Как Ваша молитва проходила? По молитвослову, правила вычитывали, либо же у Вас была какая-то своя молитвенная практика, свои молитвы?
Знаю, что бабушка стояла возле икон, шептала, молилась, дедушка рано-рано вставал, поэтому я не видела, он молился тоже, но я ещё спала. А я знала наизусть молитвы, когда уже в школу ходила. И по дороге в школу молилась.
Давайте перейдём к Вашей юности. Как вообще у Вас проходили встречи с церковным миром? Может, были какие-то кружки, собрания? Друзья Ваши были в Церкви?
Дело в том, что это был где-то конец 1950-х – 1960-х, в 1969-м году я окончила школу, поэтому в классе никто, в принципе, не знал, что я хожу в церковь. Я была и октябрёнком, и пионеркой. Приняли меня в пионеры, как отличницу, в третьем классе. Ну, галстук не мешал тому, что у меня в форме была зашита молитва «Живый в помощи…». Моя бабушка так зашила. Она и сыну своему, когда он шёл на войну, после школы его забрали, тоже зашила в гимнастёрку. Вернее, она дала ему молитву, а он зашил потом. И всю войну прошёл и вернулся с наградами домой.
Какое впечатление на Вас производило в детстве церковное пение, богослужение?
Ну, я не могу это выразить словами, потому что такое состояние духовное надо чувствовать, а слов можно даже не подобрать. Конечно, мне нравился хор, он очень хорошо пел, хотя там все были самоучки. Дедушка у меня хорошо пел церковные молитвы, бабушка тоненьким голосом подпевала. На большие праздники к нам всегда все родственники приходили, бабушка с мамой готовили, накрывали столы.
Приобретали ли Вы литературу религиозную? Вообще, читали ли Вы Писание, знали ли сюжеты из Писания?
Так как тогда книг было мало в продаже, у бабушки было много тетрадок, которые она от руки переписывала из книг, которые давали ей иногда люди, тоже православные. У неё был молитвослов на церковно-славянском языке. Конечно, я не могла в те времена ещё читать. Но потом всё-таки бабушка меня научила, уже в старших классах я читала. Ну, и в те времена, конечно, такой не было литературы в свободном доступе, и кружков никаких не было, это всё запрещалось.
А смысл больших церковных праздников Вам был известен? Вы понимали, что происходит в храме?
Ну, праздники большие, конечно, я знала, и почему они так называются, не по-народному, а именно по-церковному: не Яблочный Спас, а Преображение Господне, ну и так далее. Эти азы я знала.
Вот Вы упомянули священника по имени отец Лука, можете ли упомянуть ещё каких-то священнослужителей и людей, с которыми Вы встречались в храме, которых Вы, может, помните? Или рассказать про людей, о которых Вы знали, что они точно посещают храм? Какое впечатление эти люди на Вас производили? Исповедовали ли они веру открыто?
Дело в том, что храм был небольшой, там был только один священник. Был хор, которым руководила одна женщина, она хорошо, конечно, пела, но как самоучка. А прихожане, которые более-менее имели голос и слух, тоже там пели. Чтобы кто-то ещё служил я не помню. Мой дедушка был пономарём, прислуживал. На свечках стояла бабушка одна, она при церкви и жила. Все были приветливые. Я была маленькая, все, конечно, казались добрыми. Меня угощали конфетками, ласковые слова говорили, а так что-то особое не могу сказать.
В школе Вы показывали свою религиозность? Если да, то как открывалось в классе, что Вы христианка? И были ли последствия?
В школе никто про религию не говорил, я тоже не говорила, потому что никому это не надо было. Было время такое, что люди были неверующие в основном, и дети, естественно. Никто не знал, никто этим не интересовался, никто никогда не поднимал эти вопросы. В школе я была всегда старостой, председателем совета отряда, всегда занимала активную должность. К детям хорошо относилась, была отличницей, помогала всем, и никого не интересовало, верю ли я в Бога.
Вы упомянули пару случаев давления от светских властей. А может, Вы вспомните ещё какие-то случаи? Было ли вообще прямое давление или нет?
Нет, давления не было, потому что кто верил, всё равно, скрывали. В церковь, конечно, ходили люди, и в городе была церковь, до сих пор она там есть, но не притесняли. Священники ходили в рясе, и все вообще грузины хорошо относились к батюшкам, к Церкви. Не знаю, как они в душе, сильно ли верили, но родственников поминали всегда в церкви, всегда на отпевание приглашали священника, и никто не притеснял. Но в то же время люди сильно не афишировали, что они верующие.
Но вообще часто в Грузии батюшку приглашали?
На отпевание обязательно, да. Многие венчались. Много было случаев.
А много в храм ходило людей?
Храм был небольшой, поэтому человек 30, например, вот так, храм небольшой был.
Как вы относились к антирелигиозной кампании и пропаганде научного атеизма? Какие проявления этой пропаганды были и почему они Вам запомнились?
Дело в том, что в школе уроков атеизма не было, никто, я же говорю, эту тему никогда не поднимал, жили себе, да, и занимались: физика, химия, математика, история. А вот в институте, конечно, пришлось сдавать экзамены и по философии, и по атеизму, и ещё такие какие-то предметы. Я на все пятёрки сдавала, закончила мединститут с красным дипломом. Ну а что я должна была сказать? Что я верю в Бога, и поэтому не буду сдавать атеизм? Это как-то мимо проехало, пролетело… Выучила, сдала – и всё.
А в институте у Вас были знакомые христиане?
В институте нет, не было.
Вы ходили в институте в храм? Вы продолжили посещение церкви во взрослой жизни?
Ходила, но редко, потому что обстоятельства так складывались. Каждое воскресенье, конечно, не ходила. В Симферополе немножко по-другому к этому относились, и поэтому – тайком. Ну, когда приезжала в Батуми, то там, конечно, причащалась. В Симферополе это было недозволенно.
Замечали ли Вы присутствие Церкви в общественной и частной жизни? Большие церковные праздники были ли заметны?
Ещё когда я училась в школе, приезжали к нам две мои двоюродные сестры, и мы ходили, рвали траву на Троицу. Дедушка веточки срывал и украшали комнату, траву разбрасывали по комнате, а потом, конечно, приходилось её тщательно обирать. На Пасху обязательно бабушка пекла куличи, красили яйца, любили родственники все к нам приходить на церковные праздники, на Рождество обязательно детям бабушка, дедушка и мама дарили подарки.
Имели ли Вы представление о церковной иерархии, кто был Патриархом в тот период, архиереем в Вашей епархии?
В Грузии тогда был Патриарх Зиновий[1]. Бабушка даже ездила, в Абхазию к нему в монастырь.
Имели ли место в Вашей семье крещения, отпевания, венчания?
Я венчалась в 1975 году с мужем в Батуми, потом крестила и своих детей там, потому что там не надо было никаких паспортов. Сразу, как рождались, через полгода крестили. Это 1976−1977 годы, потом мои двоюродные сёстры тоже венчались. Дедушку, когда он умер, отпевали.
А в Симферополе была возможность крестить, венчаться? Или в Симферополе была более активная борьба с верой?
В Симферополе в 1975 году надо было какие-то справки получать, и поэтому мы всё равно каждый год ездили, даже каждые полгода, в Батуми. Там уже и батюшка свой, отец Лука, нас и венчал, и детей моих крестил.
А Вы здесь, в Симферополе, были на могиле святителя Луки?
Ой, конечно, конечно.
Вы застали святителя Луку в Симферополе?
Святителя Луку я не застала. Он умер в 1961 году, а я в 1969 только сюда приехала. На могилу ходила, возле рынка, на горку.
В Симферополе было большое почитание святителя Луки?
Очень, очень.
Может, каких-то святых ещё почитали здесь, в Симферополе, в Батуми, которых канонизировали только в последующем?
Нет, тогда такого не было в те годы.
Приходилось ли вам слушать иностранные радиостанции на религиозные темы?
Нет.
Знали ли Вы о положении Церкви в Советском Союзе, о закрытии храмов, репрессиях по отношению к верующим, которые проводились советской властью в период 1920-х−1930-х годов?
Конечно, знала, потому что история – одно, а рассказы дедушки, и бабушки – другое. Они же жили в это время, естественно, они всё рассказывали, как их притесняли, как закрывали храмы.
Расскажите, пожалуйста, а когда, по Вашему мнению, стало безопасно ходить в церковь?
Безопасно уже в 1990-е годы, наверное.
А в советский период могли арестовать?
Ну, так уже никто не боялся этих запретов, всё равно ходили, конечно, в храм, ходили, но не так часто, потому что тоже работа, дети, дом. Ходили не только святить пасхи и вербы, но и на вечерние службы, и на литургии по праздникам ходили, причащались.
А своих детей Вы воспитывали в православной вере?
Ну, конечно. Приезжали в Батуми и ходили в церковь. И здесь, конечно. Просто далеко жили от церкви, и не было такой возможности, а, приезжая в Батуми, обязательно причащали их там.
Спасибо Вам большое за ответы.
[1] Имеется в виду митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), (1896 – 1985).