

Казакова (Житинёва) Евгения Альбертовна
ФИО собеседника: Казакова (Житинёва) Евгения Альбертовна
Год рождения: 21 октября 1965 года.
Место рождения и возрастания: г. Тамбов
Социальное происхождение: из семьи военнослужащего
Образование: высшее
Место проживание в настоящее время: г. Тамбов
Дата записи интервью: 18.11.2024
Беседу проводил: протоиерей Виктор Лисюнин, доцент Тамбовской духовной семинарии.
Добрый день. Прошу Вас, представьтесь. Расскажите, где Вы родились, кто Ваши родители, бабушки, дедушки?
Добрый день. Меня зовут Казакова Евгения Альбертовна, урождённая Житинёва. Родилась я 21 октября 1965 года в Тамбове. Семья моей бабушки переехала сюда, на Тамбовскую землю, в 1927 году из Петрограда. Бабушка, Соколова Анна Петровна, Житинёва по мужу, родилась в 1909 году. Она работала здесь медсестрой до самой смерти.
Ваша бабушка жила в Тамбове с 1920-х годов и здесь вышла замуж?
Мой прадедушка, Соколов Пётр Аполлонович, со своей женой Кузнецовой Ольгой Ивановной и с двумя дочерями Анной и Екатериной переехали сюда. У них родилось ещё две дочери. Жили они на улице Лермонтовской, где прадед купил дом.
Кем работал Ваш дедушка?
Он был писарем, клерком. Работал с документами, с бумагами. Где, к сожалению, сейчас уже не знаем.
Расскажите, в Вашей семье присутствовала религиозность? Чувствовали Вы её с детства?
Религиозность присутствовала всегда, даже в советское время. Хотя раньше всё пресекалось, но бабушка тайно нас водила в храм, в Покровский собор[1]. Часто мы ходили на Петропавловское кладбище[2], потому что и в годы войны, как бабушка говорила, он всегда оставался действующим храмом. И даже бабушка в годы войны, когда умерла её младшая сестра, передавала туда иконы.
Существовала такая традиция – в храм на Петропавловском кладбище приносить иконы в память о своих родственниках. Но храм восстановили уже после войны. Скажите, война, наверное, тоже повлияла? Ведь Ваша бабушка заканчивала медицинское училище, да?
Да, она была старшей операционной сестрой. Работала в шестой гимназии. А ещё по просьбе архиепископа Луки[3] она приходила, ассистировала.
Расскажите историю, связанную с Вашим отцом, можно сказать трагическую, но в то же самое время и позитивную, в которой сыграл роль сам лично владыка Лука.
В первую очередь нужно вспомнить о том, что в секрете держался тот факт, что бомба всё-таки упала между 42-м и 44-м домом[4].
В советское время не афишировали, что в центре города Тамбова всё-таки упала бомба?
Да, об этом не говорили, и нигде это не освещалось.
Это какой год примерно был? Это случилось до приезда владыки Луки?
Да, это было до его приезда, по-моему, 1941-й год.
Бомба упала на Ваш дом, получается?
Да, бомба упала в наш сад. Получилось так, что папа в этот момент сидел около окна. Ему было около 4 лет.
Его звали Альберт, а отчество?
Альберт Викторович Житинёв. Он сидел около окна, и в этот момент осколками было пробито стекло. Он получил очень серьёзное ранение в руку и осколочное ранение в голову. У него была посечена спина и нога. В тот момент, когда бабушка пришла домой из госпиталя, папа бегал по комнатам и кричал, за ним текла кровь. Она завернула его в одеяло и с ним на руках побежала в госпиталь.
Ещё у Вас произошёл трагический случай, какие-то дети погибли во дворе, это правда?
Нет, в этот момент от нас убегала двоюродная папина сестра, Маргарита Житинёва, сейчас она Прозоровская Маргарита Михайловна, акушер-гинеколог, хирург. Она была постарше папы, ей было где-то 5 или 6 лет. И в этот момент ей кричали: «В канаву, падай в канаву», чтобы она не получила осколочное ранение. А папина двоюродная младшая сестра, которую привезли из Москвы к нам, спала в дальней комнате. Она повернулась, а осколок упал в этот момент в ту ложбинку в подушке, где она лежала, где была её голова. То есть мог бы быть летальный исход.
Это чудо, что никто не погиб.
Да, только пострадал папа.
Пострадала его рука?
Пострадала правая рука. Ему её собирал и сшивал немецкий хирург Берлин[5]. У нас справка есть, подтверждающая, что он был оперирован.
Это она в музее хранится или её копия?
Это копия, подлинник у нас дома. И получилось так, что по прошествии какого-то времени, всё зажило, но рука была притянута к груди.
То есть его рука была согнута и не разработана?
Да, она была не разработана, были очень грубые рубцы. В то время было сложно собрать, тем более, маленькому ребёнку, но, по крайней мере, рука была сохранена. Подвижности такой не было, но тем не менее. А когда уже приехал архиепископ Лука и стал возглавлять госпиталь, бабушка брала папу с собой на работу.
Он играл во дворе?
Конечно. И здесь архиепископ Лука его увидел и спросил: «Чей сей отрок?» Бабушка ему сказала: «Батюшка, это вот мой. Вот такая получилась неприятная история с ним». Он посмотрел и дал задание солдатам, раненых солдат было много на выздоровлении, нужно было кому-то следить за таким отроком. Папа был очень шустрый, очень подвижный, всегда всю жизнь с юморком. Ему привязали маленькое детское ведёрко к руке и каждый день по ложке песочка ему добавляли.
То есть он должен был носить этот песочек?
Да, так растягивались мышцы, чтобы все хватательные рефлексы вернулись.
Это было всё в виде какой-то игры? Он носил песочек, куда-то что-то пересыпал, насыпали, он пересыпет, чтобы помогло ему?
Да, конечно, потому что надо было привлечь внимание ребёнка… Надо дать задание, тогда он будет его выполнять.
Владыка Лука дал ему задание, а ещё стал подкармливать сахарком, да? То есть за задание получи сахарок.
Конечно. Сахар папа любил всегда, он пил очень сладкий чай, но сахар предпочитал, вот как с войны пошло, кусковой.
Владыка Лука ему и выносил: «Вот тебе, получи гостинец». А когда рука разработалась, какие слова владыка Лука сказал Вашему отцу?
Он рекомендовал, во-первых, заниматься кулачками, но имелось в виду не кулачные бои, всё-таки мы уже потом поняли, что боксом, потому что и определённый упор, определённый нажим должен быть, определённые тренировки.
То есть спорт, чтобы разработать руку дальше. В 2002 году была выставка на 125-летие владыки Луки, эту выставку делали в музее истории медицины. Первая небольшая выставка была по владыке Луке. И Ваш отец тогда сказал: «Вы знаете, меня вылечил владыка Лука. И владыка Лука, когда мы с мамой подошли поблагодарить, сказал: “Теперь ты займись культурным мордобитием”». Вот эта фраза «культурное мордобитие» говорит о том, что владыка Лука с юморком тоже был. Он умел как-то облечь всё в юмор, как-то подшутить, подбодрить. И вот этот сахарок…
Честно Вам скажу, что когда мы открывали дом-музей святителя Луки[6], то у меня родилась такая мысль, чтобы все приходили и чувствовали, что владыка Лука с нами, и что он дарит эту радость встречи. И тогда у меня родилась идея каждому ребёнку, и взрослым тоже, преподносить этот сахарок. Поэтому мы в нашем доме-музее святителя Луки колем сахар и раздаём его людям, говоря: «Это вам гостиниц от владыки Луки». Эта традиция появилась благодаря воспоминанию Вашего отца, который рассказывал, как владыка Лука его подкармливал за сделанную работу.
Нас вот тоже так подкармливали, но мы иногда у бабушки тайком лазили в шкафчик.
Он закрывался на ключ?
Да.
Ага, это вот старая традиция.
Надо было найти ключик, открыть шкафчик. Там была большая сахарница, в которой лежал кусок сахара. А рядом были щипцы. И вот мы кололи его с сестрой.
Следы своего преступления не оставляли?
Нет, следы мы не оставляли, потому что потом приходилось бабушке говорить, что мы чуть-чуть отщипнули. Мы с сестрой хулиганки были, особенно я. Бабушка любила вскипятить молоко и вынести в сени, чтобы оно остыло, и появилась пенка, сливки. Когда бабушка выходила из дома в магазин или в сад, я туда залазила.
Скажите бабушка была религиозной? Молилась?
Я не могу сказать, что очень была религиозна. Но иконы были всегда.
Вас крестили с детства на дому или нет? Священник приходил дома крестить?
Да, нас крестили, но я не могу вспомнить, дома или нет.
Во времена владыки Луки была такая традиция. Он иногда посылал священника покрестить дома. Воцерковляли в храме, но крестили дома. Вы крест носили? Даже в школе?
Тайком. Если шли в школу, то крестик прятали. Раньше атеистами были все, была совершенно иная политика.
А кто Вас подучил прятать?
Мама научила. Прикалывала к форме внутри булавочкой, чтобы никто нигде ничего не увидел. Мама работала учителем математики, изо и черчения в девятнадцатой школе…
На физкультуре не видно было?
Если на физкультуру, то в этот день крестик не носили. Крестик, с которым крестили, до сих пор у меня сохранился. Иконы прятали.
А где же? В комнате, да? В дальнем углу?
У бабушки они были в столовой в красном углу, как и положено, с лампадкой.
То есть на её половине, да?
У Анны Петровны. Бабушка жила одна на Лермонтовской. Мы жили на улице Сакко и Ванцетти.
Но у Вас тоже дома были иконы, да?
Да, несмотря на то, что мама учительница. Но прятали.
Иконы прятали, потому что могли прийти какие-то сослуживцы или родители и могли потом «настучать», как говорится, да?
Да, а ещё мама училась в университете марксизма-ленинизма[7].
Пропаганда была, особенно среди учителей. А мама, всё-таки, медицинский работник, тем более, корни у неё такие верующие… А расскажите, какие у Вас остались детские воспоминания о праздниках? Какой праздник церковный оставил какие-то впечатления, ощущения?
Ну для меня, конечно, это Пасха. Бабушка пекла необыкновенный кулич. Сейчас мы не можем понять рецепт, потому что и по вкусу подбираешь, смотришь – не то. Ни одна кондитерка, ни один хлебзавод не соответствует.
А вот скажите, на Пасху на могилы ходили или после, на Радоницу?
На Радоницу обязательно ходили.
А в пасхальные дни?
В пасхальные дни сначала начинали ходить, после уже сказали, что не по правилам ходить на Пасху.
То есть ходили в годы войны?
В годы войны ходили на кладбище.
Они ходили, а Вы уже позже. Война уже отошла.
Мы тоже первое время ходили, а потом, когда я стала постарше, уже нет, конечно. На Радоницу ходили. На Красную Горку яйца катали на рушниках.
Это как?
Три способа есть. Когда мы катали, обязательно загадывали желание, разобьётся яйцо или нет. Ставили одно яйцо внизу на столе. Держишь рушник и по нему катаешь. Даёшь направление рушником, и яйцо должно скатиться и ударить. Должно разбиться то, которое на столе. Второй способ я сейчас не помню. Ещё как мы делали: клали несколько яиц и читали молитву. И чьё яйцо разобьётся, тот рассказывает что-то интересное, связанное с традицией.
А куда вы их клали?
В рушник. Рушник только должен быть сшитый, не штампованный, домотканый.
А как вы их катали в рушнике?
Люлечкой. Вверх-вниз.
И пока катаете вверх-вниз, они бьются друг о друга. А какую молитву читаете в этот момент?
Кто какую знает, потому что мы были детьми. Но основное – «Богородица, Дево, радуйся» и «Отче наш».
А когда яйцо бьётся, то что дальше?
Чьё разбилось, тот рассказывает интересные какие-то события, связанные либо с праздником, либо с каким-то обрядом. У кого что есть в памяти, кто в семье какие традиции имеет. Мы, например, с бабушкой всегда красили яйца. Бабушка ставила тесто, мы закладывали куличики и посыпали их сверху изюмом. Причём внутри мы не любим изюм, мы его укладывали сверху. Пасху бабушка делала, и у меня форма эта деревянная резная сохранилась.
Реликвия семейная.
Да. Очень вкусный рецепт, но вот сколько пробовала, не получается. В воспоминаниях ещё пышный кулич, мы на него намазывали сливочное масло, и пьём чай с мятой.
Она благословляла, читала «Отче наш»?
Она ходила в храм святить куличи, а потом нам приносила домой.
А вот жаворонки, кресты, пеклось это всё? Сороки отмечались?
Кресты – да, но жаворонки – нет.
А птичек на Благовещение отпускали?
Птичек отпускали однозначно и чуть ли не стаями, потому что папа увлекался, он же ещё был охотник.
Приносил к Благовещению специально?
Нет, у нас были канарейки дома, чижи, щеглы, попугайчики.
Он наберёт их, а на волю отпускают на Благовещение?
Ну попугайчики и канарейки у нас были постоянно…
Ясно, этих не отпустишь.
А всех этих мелких отпускали.
То есть он ловил их, приносил вам поиграть или как?
Нет, у него они были в клетках всю зиму. А как перезимуют – выпускают.
Ничего себе, как интересно. Это тот самый Альберт? Он такой подвижный, что ловил этих птиц! А вы славили Рождество?
Да. Пели, стихи читали.
А что пели? Тропарь?
Я сейчас и не вспомню. У нас была специальная котомка. Это была плетёная из рогоза большая корзина.
Когда ходить начинали? Вечером, утром?
Мы ходили вечером, накануне. А так как у меня ещё шестого день ангела, преподобномученица Евгения, это было особенным праздником. Ходили по пять, десять человек.
И у каждого своя котомка?
Иногда и в одну большую собирали. Потом садились и делили.
И бабушке славили, да? С кого начинали? Со своих или своими заканчивали?
Всё подряд.
А стихи какие ещё читали? Они были религиозного содержания? Или о зиме, о новом годе?
Нет, религиозного.
А кто же Вас учил этим текстам? Бабушка или папа?
Бабушка где-то доставала детские книги старинные. Где она брала, я не знаю. У нас даже сейчас сохранились открытки с Рождеством и Пасхой именно старинные. Иллюстрированные книжки были небольшие, но рисунки были именно от руки.
Чёрно-белые?
Нет, они были цветные, но рисованные, либо их передавали, либо их как-то копировали.
Вы там находили стихи, учили?
Да, небольшие четверостишья. Бабушка нам всегда готовила к этому дню конфеты.
Сама делала?
Нет, она покупала конфеты. Самый любимый у нас был фигурный шоколад, там были раньше машинки, куколки. Он продавался на развес без обёртки. Она покупала, чтобы хотя бы каждому по одной шоколадке такой хватило. А стоили они двадцать рублей килограмм.
Дорогое удовольствие для деток, но что не сделаешь, в святой праздник.
У нас и икорочка была чёрненькая, которая стоила 100 рублей килограмм. Чёрная икра, красная тогда, почему-то, была в дефиците.
К этому дню готовили стол, чтобы достойно встретить Христов праздник. Хотя зарплата небольшая, всё-таки.
У неё была зарплата порядка 120 рублей. Когда вышла на пенсию, пенсия у неё была 90 рублей. Когда она продолжала работать, конечно, там и зарплата, и пенсия, было полегче. К Рождеству всегда кусок сала, отварное мясо, салатики. Или вместо мяса была курица, цыплёнок табака. Обязательно были щи, холодец и чёрная икра.
Интересный набор. А пили что? Квас, морс, компот, сок?
Взрослые самогон, дети пили компот. Самым любимым напитком был компот из сухофруктов. В саду у бабушки росли две груши. Мы середину выбивали трубкой, выбивали у яблок сердцевину и закатывали в трёхлитровые банки компот. Зимой, конечно, на праздники всё это разливалось по графинам. А фрукты клались в большую чашу.
А вот расскажите, пожалуйста, что бабушка говорила про владыку Луку, как она его характеризовала?
Бабушка про него говорила в своих воспоминаниях, что он был человеком не то чтобы строгим, но требовательным, с пронизывающим взглядом, как рентген, как будто он сканировал и мог сразу сказать: нужно тебе вот это, этому вот это, какие-то рекомендации дать.
Многие говорят, что он заходил и сразу мог понять, чем кто болеет, и даже от этого зависело, какую операцию делать. То есть иногда готовят одних, а он может тут же сказать: «Нет, вот этим надо операцию делать».
Да.
У бабушки сохранилось что-то от него? Может быть, фотографии? Я просто знаю от других, что иногда владыка сам даже давал на память что-то о себе, иногда и какой-то подарок мог оставить, иногда помогал. Когда-то он раздал свою премию многим нуждающимся…
Этого я не могу утверждать, потому что всё-таки времени прошло очень много. Вообще интересных вещей у бабушки было много, а вот кроме фотографий, к сожалению, мы сейчас с сестрой не можем ничего найти.
Ваша бабушка жила скромно, нестяжательница была?
Очень скромно, и я так думаю, что по настоянию архиепископа Луки напомогала людям, как говорится, от души и бескорыстно.
Вы рассказывали, что его просьбе Вашу бабушку привлекали к операциям и в других госпиталях, видя её нестяжательность, чёткость исполнения.
Всё было чётко. Я бы сказала, что даже время было всё просчитано у него. Даже когда он отдыхал, бабушка за ним бежала, когда её посылали за ним, чтобы он принял участие в тяжёлой операции.
Это имеется в виду домой? Казалось бы, время уже отдыха…
Да, вот он оставался без отдыха.
То есть она постучит…
Да, всегда в окно стучали.
И у вас так же, да?
И у нас так же. И дом никогда не закрывался. Ни ворота, ни дверь в доме. Мы даже одно время с сестрой говорили: «Бабуля, а что дом-то открыт?» — «А что у меня брать-то? Диван вынесут? Ну пусть люди поспят на нём, значит, им не на чем спать».
Она тоже с юмором была.
— «В сад пойдут, груши отрясут? Ну пусть едят, значит им хочется».
И это человек, который прошёл войну. А ведь и голодно было, и даже послевоенное время было голодное.
И мы испытывали с сестрой голод, да. Но я могу сказать одно, что лук, морковка, картошка, свёкла – это было всегда. И в советское время они стоили копейки. Сделать зажарку на растительном масле и сварить постный суп – это было элементарно. А так как мы ходили всегда за грибами, за ягодами, у нас всё было. И на сале жарили, и закатывали в банки, и маринованные, и солёные. У бабушки в погребе всегда были знаменитые помидоры в бочке. Откуда ей привозили, я не знаю. У неё были дубовые две бочки: одна с огурцами, другая с помидорами.
В общем, бочковые?
Да. Только бочковые. И мы лазили туда тайком, объедались.
Скажите, ведь в 1920-е годы здесь, в Тамбове, гражданская война очень сильно себя проявила. Это же тоже была трагедия. В воспоминаниях Вашей бабушки есть такой момент, когда она ходила к одному из родственников в Казанский монастырь[8], где размещалась ЧК[9]. Расскажите эту историю.
У них по соседству жил священник. Но куда он потом делся, не знаем, то ли он сам умер, то ли его расстреляли, но осталась его дочь жить в этом доме. А рядом как раз жил человек, который служил в ЧК. И бабушка периодически носила им обед.
В Казанский монастырь?
Да, прабабушка готовила еду, ну то есть моей бабушке мама готовила обед. А бабушка была маленькая, лет двенадцать ей было. Она приходила в монастырь и за воротами передавала обед. И вот однажды она пришла, там было открыто, а в этот момент работала уже расстрельная команда.
То есть был выстрел, упали люди?
Да, она всё это видела, там была яма или ров большой, глубокий. С тех пор ей запретили туда ходить. По-видимому, ему передали, что была девочка на территории. Не уследили, как она туда попала. И с тех пор она больше туда не бегала.
Она Вам рассказывала эти страшные воспоминания?
Вообще в семье было не принято о чем-либо говорить, потому что у одной из её сестер, бабушки Зины, муж был НКВД-шник. Многое умалчивалось, и при детях старались ничего не говорить, не упоминать. Но что-то вот дошло до нас.
Расскажите, всё-таки Вы в 1970-е годы учились в школе, в храм Вы ходили причащаться? Вас водила бабушка? Как Вы это помните?
С бабушкой мы ходили на службу на праздники в Покровский собор. Обычно вечером.
Вы причащались раз в год или два? Как Вы это помните?
Я это не помню вообще.
Много было народу?
Много, несмотря на то, что не разрешали, но люди ходили. А так как я училась в девятнадцатой школе, школа была недалеко, и между сменами бегали туда. Интересно было смотреть. Но могу сказать одно, у меня такая была мысль, я не знаю почему, но мне хотелось быть настоятельницей монастыря.
Скажите, кто-то из родственников был связан с церковным делом?
Да. У меня по линии мамы прадед, Поликарп Никитич Бигдаш-Богдашёв[10], – основатель педагогической династии, нашей уже оседлой тамбовской. У него есть и церковные песнопения, переложения с украинского на русский язык. Его творчеством полностью занимался Козляков Владимир Васильевич[11].
И книгу издал, да?
Да.
Вот на этом самом месте сидел Владимир Васильевич и этим летом мне рассказывал. Он приходил сюда причащаться.
А как раз в церковной приходской школе Поликарп Никитич вёл занятия. Благодаря ему мы стали с сестрой копать семейный архив. То есть одна линия у нас Житинёвы, а другая Денисевичи.
Он, получается, Ваш прадед, да?
Да, прадед. Он родной брат моей прабабушки. А их отец был священником.
То есть он сын священника.
Да. Никаких документов о нём нет, и буквально три месяца назад мы с сестрой перебирали фотографии (мама всё прятала и не давала нам смотреть) и нашли фотографию, где трое детей стоят у гроба своей матери. Нам говорили, что в документах написано, что Поликарп Никитич был из бедной крестьянской семьи. Но извините, в кружевах крестьяне не ходили. А бабушка лежит в гробу-то в кружевном…
То есть его мать?
Да, его мать, моя, получается, прапрабабка лежит в кружевных чепчиках.
Если Вы говорите, что его отец был священником, то понятно, что скрывали для того, чтобы ему проявить себя как учителю. Вы знаете, я с этим тоже столкнулся. Духовенство накануне революции подготовило через женское епархиальное училище, духовные училища, семинарии целую плеяду будущих учителей советской школы. Вы сейчас являетесь ещё и директором Тамбовского областного музея народного образования. Вы можете подтвердить, что первая советская школа была основана на плечах той системы.
Да.
Ваш прадед – это яркое тому подтверждение, это ярчайшая личность, такой музыковед, композитор, народник.
Он первый в России создал музыкальный журнал «Баян», который издавался в Тамбове.
У меня даже есть одна подшивка. Когда я увидел, я выкупил. То ли 1909 года, то ли 1910 года. Ага, это что? [Смотрит журнал]. А, «Город Тамбов. Краткий путеводитель». И тут есть о нём?
Да, страница 16.
Это 1960-й год, наверное, путеводитель?
1956-й.
Вот фотография – Покровский собор и здание семинарии, где Суворовское училище.
А на Лермонтовской конюшня была Суворовского училища, напротив нашего дома.
Вот мы открываем страницу 16-ю: «Один из воспитанников Тамбовского музыкального училища, Богдашёв, окончивший его в дореволюционное время, стал активным организатором музыкального хорового дела в Тамбовской губернии. Он организовал в городах и сёлах сорок хоров. Будучи преподавателем пения в тамбовских школах, Богдашёв организовал, кроме того, класс для бесплатного обучения детей рабочих хоровому сольному пению, игре на скрипке и краткой истории музыки. Богдашёв вёл глубокую исследовательскую работу по изучению тамбовской фольклора. Совместно с композитором Пащенко[12] он издавал в Тамбове с 1907 по 1910 год музыкальный журнал «Баян». Это было редким явлением для тогдашней провинции. В журнале печатались музыкальные произведения местных композиторов. Журнал «Баян» выдвинул двух композиторов – Д. С. Васильева-Буглая[13] и Г. А. Познякова. Богдашёв организовал в Тамбове первое хоровое общество и с его помощью отстаивал интересы музыкальных работников, положение которых до революции было тяжёлым во всех отношениях. Занимался Богдашёв и композиторским творчеством. Он написал массовые хоровые произведения «Воля коллектива», «Песни хлебу» и другие. Деятельность Богдашёва находила поддержку у известного оперного артиста П. А. Хохлова[14], уроженца Тамбовской губернии. Хохлов, бывая часто в Тамбове, помогал Богдашёву выявить талантливых людей из народа. При содействии Хохлова получил музыкальное образование рабочий Тамбовского винного склада Петров, певший в хоре Богдашёва. Хохлов неоднократно выступал в Тамбове. Концерты его пользовались большой популярностью».
Вы как специалист и музейщик можете подтвердить, что благодаря семье, семейным традициям сохраняется религиозность. Понятно, что сдержано, в советское время было нельзя, но всё равно искреннее это отношение видишь.
Прежде всего, в любом случае человек должен верить. Как бабушка говорила, всё-таки архиепископ Лука, вернёмся к нему, видел насколько человек действительно искренен и открыт. Если человек замкнут, и если у него не совсем те мысли, которые хочется видеть, работать с ним очень трудно.
Вот было ведь такое, она тоже подтверждала, что он подходил и спрашивал: «Веришь? Не веришь? Помоги мне, помолись со мной». Было такое?
Да. Я бы даже сказала, что у врачей, у истинных врачей всё-таки должно быть полное взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом.
Это старая школа, да? Милосердие, основанное на вере – большая половина успеха.
Да.
И для владыки было очень важно, чтобы ему помогали верующие люди, чтобы ему ассистировали верующие люди.
И верующие, и знающие. Потому что просто верить мало, нужно знать, понимать и чувствовать. Ведь не случайно он выбрал бабушку, потому что она была очень быстрая, скорая на подъём. У неё какое-то чутьё было, что и как нужно делать.
То есть она вникала с полуфразы, что подать. Особенно во время операции это очень важно, как подать, как подготовить.
Вот даже такой случай: мне понадобилась операция по удалению аппендицита. Я плохо себя чувствовала, пришла к ней в травмпункт. Она сразу посмотрела, пощупала бок и отправила меня в хирургическое отделение. Её предположение, что это аппендицит, подтвердилось, тут же были сделаны анализы, тут же был консилиум с Нехаевым.
Это Нехаев старший?
Старший.
Тоже династия врачей.
Она о нём тоже вспоминала очень хорошо, и они дружили. Они вдвоём меня оперировали в 12 часов ночи.
Бабушка свою внучку? Хладнокровие такое должно быть…
Она очень профессионально делала уколы, зашивала раны.
То есть дома были и иглы хирургические, и всё, да?
Как говорила бабушка, всё должно быть под рукой — как у швеи. Свою хирургию я прошла на опыте с собакой.
То есть бабушка и тут научила?
Да. Когда папа умер, у собаки был стресс. Она по дому бегала на Лермонтовской, и у неё на ухе выросла какая-то шишка. Пришёл ветеринар и сказал: «Ой, ну вот там вот завяжите, перевяжите, помажьте такой-то мазью». В один прекрасный день мама звонит мне на работу: «Собака истекает кровью». Оторвалась эта шишка, кровь сильно течёт. — «Мама, я сейчас буду». Я пришла, обработала рану, бабушкиной иглой наложила два шва и перевязала голову. Причём собака пыталась истерику нам закатить – закатывала глаза, выла и падала в обморок. Пришлось применить «метод кулачка» – ударить её. Потом собака, конечно, была благодарна. Всё затянулось с Божией помощью.
Ещё такой вопрос, когда я встречался с медсёстрами, записывал их воспоминания, я понял для себя, что владыка Лука готовил не только врачей, но он читал лекции для медперсонала, для медсестёр. Получается, в лице Вашей бабушки это можно увидеть. Он учил медсестёр, как надо оказать помощь, особенно в гнойной хирургии.
Самое главное – не просто знать и понимать хирурга, нужно ещё работать с пациентом. У бабушки было столько знакомых людей, которые приходили в дом!
Они были благодарны, что она в их судьбе играла роль как медсестра, как ангел-хранитель была?
Да, причём она ходила к тяжелобольным, к тем, которых уже в больницу не принимали. К онкологическим больным, которым нужно было сделать укол, нужно было сделать перевязку, нужно было обработать. Всю жизнь ходила.
Вы рассказывали про отца, что у него характер был неуёмный. С Вами был сосед, профессор Рудилёв[15]? Я был в его «тёплом доме», у него комната вся в иконах. У нас здесь при храме Мединститута ТГУ есть его икона, с которой он венчался. Мне передали несколько икон, которые я храню, потому что Рудилёв – профессор нашего вуза. В этот университетский храм он любил ходить и исповедоваться. Даже написал стихи, посвящённые Вашему отцу.
Да.
Можно сказать, что владыке Луке надо быть благодарным, что он помог Вашему отцу стать полноценным человеком.
Отец работал шофёром на скорой помощи в военном госпитале на Динамо. Во время службы в армии в Казахстане он служил на Байконуре, возил начальника Байконура. [Показывает фотографии]. Вот его родители: это мой дед, Житинёв Виктор Ильич и бабушка, Анна Петровна.
Здорово. Это вот она?
Нет, это бабушкины подружки, медсёстры. Это Наташа Ершова, 1942 год, госпиталь. А здесь Вера Пряхина. Это госпиталь №1965, 1944 год.
Времена святителя Луки как раз.
Александр Лапин. Это 1942 год.
Это кто же?
Кто-то из врачей. Это уже 1960-й год, «на память уважаемой старшей операционной сестре от бывшего начальника отделения 1414 военного госпиталя».
То есть общались, и он ей даже написал на память.
Это вот Шурочка Житинёва. Они вместе с ней ассистировали архиепископу Луке. Две Житинёвых было.
Они родственницы?
Нет, однофамильцы. Вот папа со своей сестрой. Это та, которая во время бомбёжки-то как раз перевернулась. Которой не судьба была погибнуть. А вот бабушка. Это Петроград. Со своей сестрой, бабушкой Катей. А вот здесь Пётр Аполлонович, мой прадед. Это Аполлон, его отец. Как зовут прапрабабушку, к сожалению, не знаем.
Какие-то церковные книги были? Библия, Евангелие, молитвослов? Может быть, от руки записывались? Акафисты какие-то машинописные? Во времена владыки Луки была такая традиция: распространять, перепечатывать, переписывать. Даже его проповеди, например, переписывались и ходили по рукам.
Мама после смерти папы отнесла в храм.
От бабушки что-то было и сохранилось у отца?
Да. Сейчас архивы наши закрыты, на ремонте, одну книгу я принесла к себе в музей. Там, по-моему, молитвослов. Очень старое издание.
У бабушки этот молитвослов был?
Реставрировать его надо.
То есть, молитва шла, как говорится.
Был такой случай. Была очень сильная гроза, а мне страшно. У бабушки была икона и горела лампадка. Мы легли спать, а я не могу уснуть. Было ощущение, что что-то летает в воздухе. Бабушка взяла свечку, прочитала молитву, и всё исчезло. Как это объяснить?
Страх исчез, всё успокоилось?
Было ощущение что как будто какая-то тёмная сила, какой-то поток ощущается.
А просфоры, святая вода были?
Святая вода и просфоры всегда приносились. Просфоры немножко от теперешних отличаются. Мне кажется, даже они были как-то помягче, повкуснее. Сейчас более жестковатые.
Приносили свежие просфоры?
Они были такие маленькие. Я всегда спрашивала: «Бабуля, ты грибочки принесёшь?»
Называли «грибочки»?
Да, «грибочки». Они были такие маленькие, у них шляпочка была в наплыв с крестиком.
А где отпевали бабушку, когда она скончалась?
На Петропавловском.
В 1909 она родилась, а скончалась она в каком году?
В 1988-1989. Она похоронена на Петропавловском кладбище вместе со своим отцом. И папа наш там похоронен, и первый ребёнок моих родителей, Галочка, старшая сестра. Там же рядом с папой любимая тёща, то есть мама моей мамы, Денисевич Нина Васильевна.
Царствие Небесное. Какая интересная у Вас история. Вы носитель этой истории, и работа Ваша с музеем, изучение династии педагогической, как всё связано! Спасибо за сохранение этой памяти. Я думаю, что эти даже небольшие истории иллюстрируют жизнь города, жизнь той эпохи.
[1] Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Дата основания одноименного деревянного храма — 1658 г. Возведение каменного Покровского храма вместо уничтоженного пожаром деревянного началось в 1763 г. и завершилось в 1786 г.
[2] Петропавловское кладбище – одно из старейших сохранившихся кладбищ Тамбова. Кладбище было основано во время моровой эпидемии, охватившей в 60-70-х годах XVIII века город Тамбов.
[3] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961) – богослов, духовный писатель, доктор медицинских наук, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии.
[4] Осенью 1941 года Тамбов трижды подвергся бомбёжке немецкими фашистами.
[5] Берлин Иезекииль Моисеевич (1885-1971) — врач-хирург, заслуженный врач РСФСР. Родоначальник научной травматологии в Тамбовской области.
[6] Мемориальный дом-музей архиепископа Луки был открыт в 2018 году в одноэтажном доме, в котором, будучи архиепископом Тамбовским и Мичуринским, жил святитель Лука.
[7] Университет марксизма-ленинизма (УМЛ) — это высшая ступень партийного образования в системе КПСС. В нём обучались партийные, советские и хозяйственные работники, а также деятели культуры, преимущественно без отрыва от производства. Допускались и беспартийные граждане СССР. Программа обучения длилась 2–3 года.
[8] Казанский Богородичный мужской монастырь был основан в 1667 году. В зданиях монастыря располагаются Тамбовская духовная семинария, воскресная школа для детей и взрослых.
[9] Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (ВЧК при СНК РСФСР) — это специальный орган государственной безопасности советской России. Она была образована 7 декабря 1917 года и просуществовала до 6 февраля 1922 года, после чего её функции перешли к Государственному политическому управлению (ГПУ) при НКВД РСФСР.
[10] Бигдаш-Богдашёв Поликарп Никитич (1877-1970) – хоровой дирижёр, хормейстер-педагог, фольклорист.
[11] Козляков Владимир Васильевич (1950) – профессор, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, художественный руководитель камерного хора им. С.В. Рахманинова.
[12] Пащенко Андрей Филиппович (1883-1972) – композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
[13] Васильев-Буглай Дмитрий Степанович (1888 – 1956) – русский советский композитор и дирижёр. Один из первых авторов советской песни, мастер хоровой музыки, собиратель народных песен. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).
[14] Хохлов Павел Акинфиевич (1854-1919) – русский певец, баритон, солист Большого и Мариинского театров. Заслуженный артист Императорских театров.
[15] Рудилёв Владимир Георгиевич (1932-2018) – советский и российский лингвист, педагог и переводчик. Доктор филологический наук, профессор-консультант кафедры русской филологии и журналистики Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.











