Кириллин Владимир Михайлович - Память Церкви
76 0
Миряне Кириллин Владимир Михайлович
memory
memory
76 0
Миряне

Кириллин Владимир Михайлович

ФИО: Кириллин Владимир Михайлович

Год рождения: 1951

Место рождения и возрастания: г. Москва

Социальное происхождение: из семьи рабочего и служащей

Образование: доктор наук, профессор

Место проживания в настоящее время: г. Сергиев Посад Московской обл.

Дата записи интервью: 23.06.2024

Беседу проводил Шевцов Святослав Александрович, чтец, студент 1 курса магистратуры Московской духовной академии.

Расскажите, пожалуйста, о своей семье, о своём детстве.

Семья была обычная. Простая московская семья. Неполноценная. Жил с мамой, бабушкой и прабабушкой. В раннем возрасте помню ещё деда, который позже умер. Был дядя. Прабабушке было глубоко за 90, когда она умерла. Я был довольно непослушным.

Какие у Вас были увлечения? Кем Вы хотели стать в жизни?

В разные времена по-разному. Моряком, футболистом, боксёром. В зависимости от периодов времени были разные желания. Увлечений постоянных не было. Кроме одного – чтения. Читал я много, очень любил. Может быть, это и явилось силой, которая помешала мне уйти в сторону от нормальной жизни. Соблазнов много было на улице от школьных и дворовых товарищей. И, бывало, соблазнялся. Чтение же меня ограждало от дурных влияний и увлечений.

В школьные годы какие у Вас были любимые предметы?

В школе я был своенравным юношей. Явных успехов не показывал. Можно сказать, интереса особого к учёбе не проявлял. Ленился и шалил. Больше любил гулять и веселиться. Летом – футбол, игры разные, зимой – хоккей, снежные горки, прогулки компанией, а в промежутках всегда книжка. И эти соблазны были сильнее необходимости выучить уроки. А в 9-м классе я совсем запустил учёбу. Так что в 15-летнем возрасте пришлось уйти из школы и начать трудовую деятельность. Продолжалось это до армии. Я, хоть и не стал ещё взрослым человеком, но работал на заводе фрезеровщиком, и общался уже с взрослыми. Пытался, правда, закончить школу, как тогда говорили, без отрыва от производства, но как-то легкомысленно. Затем в 18 лет ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке, немного на Камчатке и в основном на Курильских островах. Совсем-совсем далеко от дома и в полном отрыве от городской жизни, в небольшом коллективе порядка 40 человек. На острове были четыре «точки» – моя, рота воздушной радиолокации, а также роты морской радиолокации, пограничной и метеослужбы. Гражданского населения на той стороне острова, где все мы находились, не было вообще. Служил два года. Со всеми специфическими сложностями армейского бытия, особенно в первый год. И сопряжённая с ними борьба, и удивительное величие окружающего мира: остров, сопки, Тихий океан, Охотское море, поразительной красоты виды, дали повод для размышлений. Да ещё редкая связь с родными и друзьями: из-за сложных метеоусловий письма можно было отправлять только с мая по ноябрь, редким самолётом, в остальное время он мог лишь сбросить почту, лекарства и что-то самое необходимое. Всё это преобразовывалось в длинные письма, а письма способствовали самовразумлению и вырабатывали «слог» по образу когда-то прочитанного. В общем понял, что надо всерьёз исправлять положение и учиться. Демобилизовавшись, окончил школу, затем подготовительные курсы и наконец Московский университет. Все это параллельно с работой. Так и пришёл я к началу моей научной деятельности, о которой при поступлении, конечно же, не думал. Интерес появился позже, в процессе учёбы. У меня, к счастью, получилось «найти себя».

Как Вы приняли решение прийти в Церковь?

Это произошло в 1981 году, когда мне было уже около 30 лет. И благодаря именно древнерусской литературе. Ведь она говорит о Боге, о месте человека в устроенном Богом мире. Подобные тематика и проблематика меня увлекли. Сразу стало понятно, что если ты не понимаешь систему ценностей, которыми жили люди в Древней Руси и средневековье вообще, то ты ничего не поймёшь в их культуре. Соответственно, пришлось искать Священное Писание. В то время это была сложная задача: в библиотеках Библию не выдавали без специальных разъяснений и особых разрешений, и купить не купишь. У меня был один дальний родственник, который занимал тогда высокий пост на дипломатической службе и жил в Швейцарии. Вот оттуда он и привез мне брюссельское издание русского синодального текста Библии, карманное, напечатанное очень мелкими буквами и на очень тонкой бумаге. К этой книжке я относился с большим тщанием. Но читал её осторожно, скрываясь от излишне любопытных глаз. Занятия древнерусской литературой, освоение средневековой, всецело религиозной системы ценностей и знаний, естественно, привели меня в храм. Я стал интересоваться тем, что происходит в немногих тогда московских церквах. В годы моего приобщения тут было всё не так, как теперь. Да и народ церковный был совсем другой. В подавляющем большинстве это были люди весьма преклонного возраста, чаще женщины, потерявшие мужей, братьев, сыновей, любимых. Сколько горя они пережили, но как счастливы были в Церкви! И сколько было в них искреннего тепла, неколебимой веры и твёрдой преданности! Общался с ними, постепенно появились знакомые, друзья, подобные мне искатели. Со временем душевно сошёлся со священником, моим ровесником, ныне покойным игуменом Пантелеимоном (Лебедевым), да помянет его Господь. Как-то естественно пришло желание приобщения к церковной жизни. В 1981 году под праздник Сретения, в субботу, я принял крещение. А в день праздника, 15 февраля, в первый раз приобщился Святых Таин. Это было в небольшом подмосковном храме – во имя Спаса Нерукотворенного в селе Вороново.

Каким было отношение людей? Надо ли было умолчать об этом?

Почему же? Близким людям сообщил. Получил даже «по большому блату» свидетельство о крещении. Без ведома уполномоченного. В этом же храме спустя почти десять лет я ещё и венчался. В год своего крещения, кстати, я, наконец, окончил университет, отучившись 6 лет, зрелым человеком, мне тогда уж 30 лет исполнилось. Пытался устроиться по специальности в какую-нибудь редакцию. Но тогда нужны были связи или партийная протекция. Ничего такого у меня не было, так что поиски работы были безуспешны. Мой научный руководитель, профессор филологического факультета МГУ Владимир Владимирович Кусков, Царствие ему Небесное, как-то сказал мне: «Слушай, что ты маешься? Давай прикрепляйся к аспирантуре». Опять-таки поступить в аспирантуру без вышеуказанных поддерживающих условий, а также, не будучи представителем какого-либо братского народа, что обеспечивало льготы, было очень сложно. Поэтому я с благодарностью воспользовался советом почтенного профессора, тем более, что он брал меня под своё крыло. Но тоже были трудности, и прикрепиться удалось лишь со второй попытки. Такая форма продолжения учёбы давала право сдавать экзамены в рамках кандидатского минимума и затем представить для защиты готовую работу. Процесс этот, правда, у меня несколько затянулся, поскольку одновременно меня пригласили, благодаря рекомендации Александра Георгиевича Парменова (ныне руководителя отдела программ Патриаршего Совета по культуре), помогать в работе Издательского отдела Московского Патриархата в качестве литературного редактора, что я и делал неофициально и негласно до самого начала 1990-х годов. Был даже одно время соблазн бросить исследовательскую деятельность ради работы здесь. Тем более, что меня и приглашали в отдел. Но в итоге я всё же закончил свой труд над кандидатской диссертацией. И так вступил в область научной жизни.

Интересно ли было разобраться в жизни Церкви? Привлекала ли Ваш взгляд духовная литература?

Ещё в начале учёбы, заинтересовавшись, как я уже говорил, древнерусской литературой, я начал искать то, чем бы мне хотелось конкретно заниматься. Привлекали жития святых. Я пересмотрел множество разных исследований и изданий, выбирая определённую тему, эпоху, писателя, памятник. И вот однажды мне попался труд Н. И. Серебрянского «Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле». Когда-то студент историко-филологического факультета Варшавского университета и затем Московской духовной академии, он стал большим учёным. Его книга привлекла меня в связи с историей Псково-Печерского монастыря и в частности в связи с историей мученической кончины преподобного Корнилия. В книге, помимо исследования, были опубликованы источники, использованные учёным, а среди них – повесть о явлении чудотворных икон Пресвятой Богородицы на Синичьей горе, или о возникновении Псковского Святогорского монастыря. Эта повесть меня увлекла своим сюжетом. Некий благочестивый юноша Тимофей переживает мистическую встречу с Матерью Божией, затем ему на Синичьей горе является икона «Умиление». Юноша становится усердным молитвенником, предаётся подвигу юродства, вместе с тем рассказывая людям о том, что с ним случилось. Народ, конечно, смеялся над ним. А он ходил от двора ко двору, безвозмездно выполняя там и тут разную работу и продолжая свою проповедь, «урод творяшеся». Как-то он оказался в одном доме, хозяин которого за усердие захотел оставить его у себя, женив его на одной из своих крепостных. Юноша по смирению женился, но уклонялся от супружеских обязанностей. В конце концов, он уходит от всего, обретает на Синичьей горе икону «Одигитрия» в пядь, и затем ему вновь является икона «Умиление». Выполняя волю Пресвятой Богородицы, он каким-то образом убеждает народ пойти с крестным ходом на Синичью гору. Здесь произошло третье, теперь уже всенародное явление образа «Умиление». В воспоминание об этой чудесной истории на горе в 1563 году при Иване Грозном был основан монастырь. Он существует до сих пор – это Псковский Успенский Святогорский монастырь. Но сегодня это место больше известно как Пушкинские горы, ибо с ним связаны и жизнь, и последнее упокоение А. С. Пушкина. История Тимофея меня очень увлекла. В Отделе рукописей тогдашней Ленинской библиотеки я нашёл неизвестные Н. И. Серебрянскому списки повести. Их историко-филологическое изучение сравнительно с указанной публикацией и легло в основу моего дипломного сочинения под несколько эвфеминистичным названием «Повесть о Псковских Святогорских иконах (История текста, особенности жанра и стиля)». Несмотря на содержание диплома, я его успешно защитил в 1981 году. И далее я занялся темой древнерусских сказаний о чудотворных иконах. В 1988 году мне удалось защитить диссертацию опять-таки с эвфеминистическим заглавием «Публицистические мотивы “Тихвинской легенды” – памятника древнерусской литературы конца ХV-ХVI веков» уже на соискание кандидата филологических наук. Хотя это был год Тысячелетия Крещения Руси и время «перестройки», когда идеологический гнёт сильно ослаб. На филологическом факультете, где я защищался, ещё сохранялись традиции марксистско-ленинского подхода к науке. Господь как-то уберёг, и после защиты диссертации меня сразу же пригласили в отдел рукописей Российской Ленинской библиотеки. Работая там, я продолжал ещё сотрудничать с издательством Московского Патриархата. А в 1990 году с подсказки Алексея Константиновича Светозарского меня пригласили читать лекции в МДА. С той поры и служу в академии. С помощью Божией и дорогих моему сердцу друзей.

Когда я начал преподавать в Академии в 1990 году, владыка Александр (Тимофеев), вечная ему память, практически сразу же пригласил меня учиться в семинарию. Этот процесс несколько затянулся: я окончил обучение только в 1996 году. Но в академию не пошёл. Ибо параллельно продолжал заниматься научной деятельностью, работая в отделе рукописей Российской государственной библиотеки и в Институте мировой литературы Российской академии наук, писал различные статьи, участвовал в научных конференциях. С Издательским отделом, к сожалению, пришлось расстаться. В 2000 году у меня вышла монография, посвящённая символике чисел в древнерусской литературе. Речь идет о числах библейского происхождения, таких как 3, 7, 12, 40, 50, 70. Когда я обратился к этой теме, выяснилось, что авторы целого ряда памятников придают числам большое значение и используют их как дополнительный иносказательный, ассоциативный носитель информации, приоткрывающий завесу таинственного в мире реального как божественного творения. То, о чём идёт речь в произведениях, на самом деле является отражением Промысла Божия, именно это их авторы пытались обозначить посредством сакральных чисел. Получилась, как мне кажется, интересная книга («Символика чисел в литературе Древней Руси»), которая послужила основой для докторской диссертации.