Кольцова Анна Вячеславовна
ФИО: Кольцова Анна Вячеславовна
Год рождения: 1966
Место рождения и возрастания: п. Котельники, г. Дзержинский
Социальное происхождение: из семьи служащих Московской области
Образование: высшее
Место проживания в настоящее время: г. Дзержинский
Дата записи интервью: 02.06.2024
Анна Вячеславовна, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о Вашем детстве, о Вашем образовании. Были ли Ваши родители или другие члены семьи верующими?
Родилась я в 1966 годув посёлке Котельники Люберецкого района Московской области. Мы жили в общежитии в одной комнате. Потом, когда в 1968 году родилась младшая дочь, моя сестра, нам дали трёхкомнатную квартиру, и мы переехали в город Дзержинский, где я до сих пор и живу. У меня несколько образований, сейчас работаю педагогом в школе.Моя мама педагог тоже, воспитатель. Папа работал на ТЭЦ. Он рано погиб, поэтому мы остались сиротами в раннем возрасте. У меня три сестры. Уже взрослые, естественно.
Дедушки мои погибли в Великую Отечественную войну, пропали оба без вести. Впоследствии мы узнали об их судьбе, где онипропали, где они воевали. Бабушка одна умерла в 1968-м году, а вторая в 1970-м, т.е. в раннем моём детстве они умерли, я их помню.
Моё детство проходило в середине 1960-х – 1970-х годов, когда насаждалась партийнаяидеология. Церковь была запрещена, нельзя было открыто говорить, что ты веришь в Бога. Но, тем не менее, по линии и отца, и матери были родственники, которыеслужили в церкви.
Мой прадед, брат моей прабабушки Натальи, Иван Санков – иеромонах[1], преподобномученик, убит, расстрелян за приверженность Церкви в 1938 году в Бутово. Об этом мы узнали только в 2000-е годы. И я ежегодно 4 июля езжу в Бутово, отдаю дань памяти своему прадеду.
По линии матери тоже были служащие. Служили в Троице-Сергиевой лавре. Но об этом я узнала только когда уже стала взрослой. Об этом упоминалось очень редко и завуалировано.
Сама я с детства проживаю в Дзержинском. Николо-Угрешский монастырь был разрушен, там секция по дзюдо находилась. Ближайшая церковь была в Наташино, в Люберцах.
Когда Вы приняли крещение? Кто из домашних был инициатором? Кого пригласили быть крёстными?
Крещена я была младенцем, поэтому я этого события не помню. Инициаторами, естественно, были мои родители и все мои родственники. Крёстными взяли жителей из деревни. Я постоянно маму переспрашивала, когда была маленькой, кто у меня крёстные. Но, к сожалению, я с ними никогда не общалась. Они жили в деревне Булаково. Потом мне мама сказала, что крёстная моя умерла. То есть, могли взять любого.
Расскажите о Ваших встречах с церковным миром. Где и при каких обстоятельствах происходили эти встречи? Какое впечатление производила в детстве, отрочестве на Вас церковь и всё церковное? Если Вам приходилось в детстве бывать в храме, что Вы испытывали? Знали ли Вы в детстве и юности какие-нибудь молитвы, смысл церковных праздников?
С детства помню мамину тётку, бабу Маню. Именно она в первый раз привела меня в церковь на литургию для причащения. Первое причащение было в 7 лет. Церковь Владимирской иконы Божией Матери находилась в деревне Маврино Щёлковского района. В этой церкви меня и моих сестёр крестили. До неё мы ехали из деревни Булаково на автобусе. Потом пять километров пешком шли лесом. Так в 7 лет я в первый раз переступила порог церкви. Впечатления маленькой девочки были: страх, робость, интерес, красота. Батюшка на исповеди сказал мне, чтобы я учила молитвы. К сожалению, я их так тогда и не выучила. Хотя помогала бабушке, по её просьбе переписывала молитву «Отче наш» в тетрадь. Она меня ещё за это очень хвалила. Откуда я переписывала, я, честно говоря, сейчас не помню.
Были ли дома у родителей, бабушек, предметы религиозного обихода, религиозная литература, Священное Писание, молитвослов, иконы и так далее? Как они хранились? На виду у всех или скрыто от посторонних глаз? Молился ли кто-нибудь из домашних при Вас, на Вашей памяти?
В избе у бабы Мани был угол с образами, она молилась утром и вечером. Не помню какие иконы были, но была лампадка, обязательно она горела. Я это помню до сих пор, как она молилась. И плюс она ещё в воскресенье посещала церковь, но не каждое воскресенье, потому что далеко было ходить. Она служила в церкви, помогала в церкви. В принципе, она была нашим главным проводником в веру. А потом приобщились сёстры её родные, Галина и Елена. Они работали, поэтому им некогда было посещать церковь. Но потом, когда они вышли на пенсию, они также, одна за другой, начали посещать церковь.
А дома, где я жила, в квартире, мы не крестились, не молились. Ни утренних, ни вечерних правил мы не читали.
Замечали ли вы присутствие Церкви в общественной и частной жизни? Большие церковные праздники, Рождество, Пасха, были ли они заметны?
12 июля был престольный праздник в церкви нашей Петра и Павла. И все родственники со всех уголков Московской области собирались в этот день в доме тёток, моих бабушек. А их было у меня очень много. Они нас, сестёр, разделили себе, каждая занималась кем-то отдельно. Вот у меня была бабушка Маня, которой я очень благодарна. Но отмечали этот праздник без молитв, без песнопений.
Помню, как отмечали Пасху, это уже в Люберецком районе, у родных отца. Помню, как мы катали яйца крашеные, как мы играли в «писанки».
О церковных праздниках я знала, но больше они были связаны с народными приметами. Например, вот на Покров должен был выпасть первый снег. Мама всё время говорила: «О, Покров, значит, жди первого снега». Я думаю, что люди специально завуалировали эти праздники, чтобы не забывать о них и напоминать нам о них через вот эти, хотя бы, приметы.
Когда я училась в школе, меня не покидало чувство, что мне кто-то помогает. Когда я находилась в опасных ситуациях, также помогал мне кто-то. Я ещё тогда неосознанно всё это понимала, но, тем не менее, я знаю, что я всегда была хранима, как говорится, ангелом, Божиим Промыслом.
Показывали ли Вы свою религиозность в школе? Были ли в Вашем классе верующие, кроме Вас?
Религиозность в школе я не показывала, потому что мало что понимала. Разговоры на эту тему не велись. Среди одноклассников у нас абсолютно было то же самое. Мы были пионерами, мы выполняли все задачи, как говорится, партии. И крестики мы не носили.
Были ли среди Ваших знакомых священнослужители или люди, о которых Вы точно знали, что они посещают храм? Какое впечатление они на Вас производили?
Тогда Церковь была отделена от государства. Мне никто не рассказывал, что кто-то из родственников уходил в монастырь. Среди знакомых у меня священнослужителей не было. А из мирян я знала людей, которые посещали храм, и о своей вере всегда они говорили открыто. Я к этому относилась спокойно, нормально.
Когда в 1980-е и 1990-е годы начали церкви восстанавливать, я заходила туда, ставила свечи. Но задержаться подольше, на литургию прийти – не могла преодолеть себя. Скорее всего, из-за страха, что что-то сделаю не так. Но были места, где я прямо ощущала Божию благодать. Это было, когда мы поехали в поездку в Смоленск и зашли в собор Смоленской иконы Божией Матери. И когда я зашла туда, на меня прямо ниспало вот это ощущение, которое я вообще забыть не могу. Но потом, когда я второй раз приехала в Смоленск и специально пошла в этот собор, уже такого ощущения не было.
[1] Преподобномученик Иона (Санков), в миру Иван Андреевич Санков.