Пивень Сергей Николаевич - Память Церкви
22 0
Миряне Пивень Сергей Николаевич
memory
memory
22 0
Миряне

Пивень Сергей Николаевич

Фамилия, имя, отчество: Пивень Сергей Николаевич

Дата рождения: 23 мая 1954 г.

Место рождения и возрастания: город Сталинск (Новокузнецк), с 1971 г. по 2003 г. город Томск, с июня 2003 г. город Новокузнецк.

Образование: кандидат исторических наук, доцент.

Социальное происхождение: из семьи служащих

Место проживания в настоящий момент: город Новокузнецк

Дата записи интервью: 17.06.2024

Родители мои были крещёными с младенчества. Отец, инвалид Великой Отечественной войны, прошёл путь от Курской дуги до Берлина, участвовал в освобождении Праги. По его воспоминаниям, перед отправкой на войну родители благословили его и дали ему нательный крестик, который он сохранил и позже хранил вместе со своими боевыми наградами. После войны закончил Киселёвский горный техникум и по распределению был направлен на шахту «Абашевская-1». Так как мой отец был коммунистом (вступил в ВКП(б) на фронте в 1943 г.) и парторгом участка шахты, а мама – учительницей, в существующих условиях того времени своё отношение к Православию они публично не афишировали.

Я был крещён в детстве, в июле 1954 года. По рассказам мамы, отца, старшего брата моего отца, дяди Михаила Ивановича Пивень – моего крёстного, дедушки Дениса, бабушки Анны и других родственников мне известно, при каких обстоятельствах совершилось крещение. Моя мама назвала меня Юрий. И с этим именем мои родители привезли меня к своим родителям и родственникам на рудник Тельбес накануне 16 июля, дня рождения моего старшего брата, который в том году из-за моего рождения жил у деда и бабы, но должен был пойти в первый класс в абашевскую школу. В это время священник храма села Кузедеево (тогда районного центра) объезжал рабочие посёлки – рудники, расположенные на территории района, где не было храмов. По просьбе моих родителей организатором моего крещения стал родной дядя Михаил. Родителям из-за принятого 7 июля 1954 г. постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения» участвовать очно в моем крещении было рискованно. Когда мой крёстный сообщил, что родители назвали меня Юрой, священник возразил, сказав, что в июльские дни – память преподобного Сергия Радонежского, и детей полагается крестить с его именем. Так из Юрия я стал Сергием. Мама после таких событий пару недель плакала. А в середине августа 1954 года мой отец в ЗАГСе города Сталинска оформил документы и получил свидетельство о рождении сына – Сергея Пивень. Примечательно, что для меня нательный крестик изготовил из алюминиевой пластины мой дед Денис. Официального оформления документов регистрации крещения не было.

В родительском доме не было никаких предметов религиозного обихода, религиозной литературы. В доме деда Дениса и бабушки Анны, где я до 1971 года в период каникул в общей сложности прожил без родителей около двух лет, в красном углу располагалась божница, на ней – Казанская икона Божией Матери размером А4, на фотобумаге, раскрашенная анилиновыми красителями и украшенная рушником-набожником с вышивкой. 

При мне дедушка и бабушка молились. Молитвенная практика у них была постоянной, молились утром и вечером, молились до и после приема пищи, молились и перед началом какого-либо дела. Меня к чтению или пению молитв не привлекали.

Первые уроки основ Православия и азов праведного образа жизни я получил от деда Дениса, рядового российского солдата, инвалида Первой мировой войны. Дед мог читать и самостоятельно писал письма. Беседы, как правило, происходили в перерывах на отдых во время совместных трудовых занятий (копание грядок, заготовка сена для коровы, пиление древесины на дрова). Уже с пятого класса я отлично знал по датам все православные праздники лета. В эти дни не работали, одевались в праздничную одежду, вели продолжительные беседы.

В юности я самостоятельно приобрёл для себя алюминиевый нательный крестик в Свято-Троицком храме Томска в июне 1971 г. перед поступлением в политехнический институт и икону Христа Спасителя для деда Дениса и бабушки Анны, которую я после успешной сдачи экзаменов из Томска привез им в Тельбес в августе 1971 г. Эту икону бабушка хранила на иконостасе в своей комнате до своей кончины в 1989 г.

О закрытии храмов и репрессиях в отношении верующих я впервые узнал, когда учился на историческом факультете Томского госуниверситета. Я с интересом следил за празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. А мои регулярные встречи с церковным миром начались после смерти моего отца в ноябре 1996 г. с постоянного участия в Томске в воскресных богослужениях в Свято-Троицком храме. С августа 1998 года я периодически участвовал в богослужениях в храме Богородице-Алексеевского монастыря, расположенного под окнами рабочего кабинета. Я тогда работал в Департаменте по культуре и туризму Администрации Томской области.