Протоиерей Александр Шабунин - Память Церкви
10 0
Священнослужители Протоиерей Александр Шабунин
memory
memory
10 0
Священнослужители

Протоиерей Александр Шабунин

ФИО, сан: протоиерей Александр Шабунин

Год рождения: 1943

Место рождения и возрастания: д. Ежовка Покровского района Башкирской АССР

Социальное происхождение: из крестьян

Образование: среднее специальное,Московская духовная семинария

Место проживания в настоящее время: г. Краснодар

Дата записи интервью: 17.10.2022

Я, недостойный, грешный священник Александр Шабунин. Что могу о себе сказать? Говорить нечего, потому что хоть и почти 50 лет служу, но, тем не менее, ничего не могу полезного, хорошего, назидательного сказать…

В детстве мама меня за руку водила в храм, который находился от нас в четырёх километрах, храм апостолов Петра и Павла, где служил батюшка, которого я по-детски любил. Борода, длинные волосы… Отец Михаил Тимофеев. Его сменил в 1956 году отец Александр Дудинов. Вот познакомился я как-то с ним, и он меня пригласил в алтарь. Уже где-то на 11-12 году жизни я помогал в алтаре – пономарил. Ну а перед этим, конечно, ещё в дошкольном возрасте, а может, в первом классе, самостоятельно уже ходил в храм в селе Степановка, где после батюшки Александра Дудинова служил отец Василий Гундяев[1], дедушка нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла.

Служили они ревностно, истово. Богослужение проходило на высоком духовном уровне. Читали молитвы внятно, внушительно, от сердца. Это всё западало в сердце. Постепенно, конечно, появлялись у меня мысли тоже, когда вырасту, служить в храме – кем, не знаю. Пришло время, когда мысль меня не оставляла пойти в семинарию учиться. Порой остывал немного, но уже на 24-м году, в 1967, мне очень захотелось учиться.

Я, конечно, работал, учился заочно, но, тем не менее, испросил рекомендацию владыки Илариона Уфимского и Стерлитамакского[2]. В те времена сложно было поступить в семинарию, потому что не всех принимали. И даже молодых людей, которые по причине нездоровья своего физического имели уже военный билет на руках, старались не принимать. К их числу относился и я. Экзамены сдал, а комиссию не прошёл. Что делать? Мы вчетвером приехали. Трое мне говорят: «Поехали сегодня ночью на «Стреле» в Ленинград, может быть, там легче будет поступить?» Но я отказался. Я говорю: «Нет, я не могу сегодня поехать никак. Я хочу помолиться преподобному Сергею Радонежскому, чудотворцу, испросить его молитв и благословения». Что я, конечно, и сделал.  

Утром пошёл на приём к ректору, испросил благословения. – «Владыка, Ваше Преосвященство, очень хочется мне учиться. Вот пришёл поступать в семинарию». – «Хорошо, а в чём дело? Что случилось?» – «Не прохожу по медицинской комиссии». – «Да, это сложно очень. А ты очень хочешь учиться?» – «Да, владыка, очень хочу учиться». Ну, ещё немножко побеседовали, и он говорит: «Оставайся». Конечно, там ещё были такие же абитуриенты, желающие поступить в семинарию. Нас оставили. Дополнительные экзамены проходили мы. Ну, слава Богу, я поступил. Окончил учёбу в семинарии в 1971 году.

А как оказался здесь? Конечно, не так-то просто было. Естественно, откуда студент пришёл в семинарию, туда и должен возвратиться. Конечно же, очень радостно вспоминать годы своей молодости в Уфимской епархии, в Башкирии. Но так получилось, что я познакомился со своей половиной, с женой Татьяной, в семинарии. Её брат там учился в академии, она приехала в гости, и мы познакомились. И вот уже в 1969 году на каникулах я приехал сюда к своей невесте, нынешней жене. И, конечно, летом на Казанскую икону Божией Матери было богослужение в Екатерининском кафедральном соборе города Краснодара. Владыка, ныне покойный, Алексий (Коноплёв)[3], читал вечером в праздник Казанской иконы Божией Матери, 21 июля, акафист. В средине храма я стоял с жезлом в качестве иподиакона и просил: «Пресвятая Богородица, умоли Сына Своего, Бога нашего вразумить меня, после окончания семинарии где мне быть? Кем и как в Церкви служить?»

И когда после акафиста я возвратился в алтарь, владыка Алексий меня подозвал к себе: «Саша, ты что хочешь? Как дальше строить жизнь свою: жениться или монашество принять?» Я несмело говорю: «Жениться». – «А невеста есть?» Тоже несмело отвечаю, что есть. – «А где?» – «А здесь, в Краснодаре». – «Ой, как хорошо. Значит, ты нам подходишь. Давай женись, заканчивай семинарию, принимай сан – и к нам в собор». Конечно, я очень был удивлён такому предложению исключительному. Пришлось мне писать прошение в Учебный комитет, в то время заведовал им владыка Алексий, ставший впоследствии Патриархом[4], в то время он был Управляющим делами, к нему пришлось обращаться. Ну, конечно же, прошло время, я получил назначение, разрешение в епархию Краснодарскую и Кубанскую. Таким образом, по окончании семинарии оказался я здесь, на Кубанской земле. Весной со всеми семинаристами сдал экзамены, окончил семинарию, и с первого января был зачислен в штат, в соборе служил до 1973 года.

Если честно, я себя считал себя недостойным, естественно. Я и по сей день так думаю. Я говорил владыке, что всё равно же я в алтаре, всё равно возле престола Божиего, пусть я буду диаконом… В августе, на Преображение Господне, владыка Алексий сказал: «Ничего не знаю! Завтра тебя рукополагаю во священники». Тогда не писали прошение, а владыка сам избирал и назначал. Во время рукоположения, когда на меня возложили воздух для того, чтобы вывести из алтаря перед царскими вратами, а потом ввести царскими вратами для рукоположения, слёзы просто лились, и я боялся, что ноги мои не выйдут из алтаря, не войдут в алтарь царскими вратами. Ну вот, с Божией помощью принял благодать священническую.

Помню, когда на вечернем богослужении праздника Преображения Господня я служил с владыкой, как самый младший стоял последним в правом ряду, мне на мгновение было открыто, какая разница между священническим и диаконским служением… Я-то знал разницу, но, видимо, мне показал Господь: протодиакон Стефан, стоящий рядом со мной, показался мне таким маленьким-маленьким на большом-большом от меня расстоянии. Я ужаснулся! «Господи, прости меня!» Потом всё встало на место.

Вот таким образом прослужил я в соборе до марта 1983 года. Владыка уже в это время был Владимир (Котляров)[5], затем он закончил свою жизнь в Санкт-Петербургской епархии, на покое, скончался не так давно. Он меня в 1983 году назначил настоятелем в станицу Тбилисскую. Я, прибыв туда, со справкой уполномоченного, подошёл к двери храма, если можно назвать его храмом, открыл дверь и ужаснулся. Понял, что не в православный храм пришёл, не могло быть такого! Думаю, какая-то секта здесь, вероятно, образовалась. Вышел на улицу, смотрю в справку: улица Астахова 49. Значит, это моё. С большим трудом внутренне собрался, с церковным советом стал разговаривать, слёзы накатывались… Такие ужасные условия я увидел. Все дожди, непогода – всё было внутри, и высота там – рукой можно было потолок достать, и всё остальное. Такое убожество было.

Но во время беседы, знакомства, явилась мысль у меня в голове или в сердце: «Ты же православный священник, они тоже православные христиане, они же терпят эти условия, ты должен тоже терпеть. На этом я, действительно, взял себя в руки, приехал в воскресенье, это была Неделя о мытаре и фарисее, пред Великим Постом. Когда я отслужил Божественную литургию, вышел с крестом на отпуст, я вдруг почувствовал: всё моё родное, кажется, 10 лет уже тут служу.

Владыка по просьбе уполномоченного меня возвратил в город, но уже в Георгиевский храм. Он говорил: «Если построишь храм в Тбилисской, я тебя в собор возвращу». Но поскольку я не достроил (уже стропилы, правда, ставили), таким образом попал я в Георгиевский. И так служил я в Георгиевском пять с половиной лет: с 1986 по 1991 год. В 1987 году прибыл к нам в епархию новый владыка Исидор (Кириченко)[6], он возвратил меня в собор, 1 января 1992 года.

Первая моя встреча с владыкой Исидором произошла в храме святого великомученика Георгия Победоносца на богослужении. Конечно, знакомства какого-то не было. Постепенно потом владыка узнал, что я был в соборе ключарём когда-то, и он меня тогда назначил в собор штатными священником, ключарём, духовником, вот таким образом я оказался второй раз в соборе святой Екатерины, в кафедральном архиерейском соборе.

В то время, конечно, уже подходило время Тысячелетия Крещения Руси. Юбилей праздновали очень торжественно, ну и постепенно с Божией помощью появлялось свобода в Церкви. Уже преследования те, которые были до этого, постепенно угасали и угасли совсем. Ну вот, слава Богу!

В советское время было всего два храма в городе: кафедральный собор святой Великой Екатерины и храм Святого Великомученика Георгия Победоносца. Конечно, тогда было всё сложнее. По всему городу было не более 10 священников: 5 в Георгиевском и 5 в соборе. Конечно, Великим постом особенно приходилось трудиться не покладая рук, но слава Богу за всё!

Однажды ехал я причащать больную, на дом вызвали меня. Дары, которые приготовляются у нас в Великий Четверг, готовились на целый год для немощных больных. Вот, на груди я их вёз в своей Дароносице, в троллейбусе ехал, и вдруг – резкий тормоз. Сохраняя жизнь человека, попавшего под троллейбус, водитель резко притормозил, а мы все падать начали… Меня развернуло, и я задом стал падать. Сколько я там падал? Ну, доли секунд. А у меня мысль явилась: «Дары разольются, не допустить!» И я, сколько ни падал, старался грудь держать вертикально, поэтому я упал колесом, просто запачкался спиной, но не ушибся. Вот, таким образом, спасая Дары, я не ушибся. Их спасать-то и не надо было, они сухие, но, тем не менее, вот такая была мысль. Вероятно, это Ангел Хранитель мне такую мысль вложил, чтобы я себя таким образом защитил от падения и ушиба сильного. Вот такое произошло со мной.

Богу слава за всё, конечно же, сложные, тяжёлые времена, выпавшие на Россию в начале ушедшего века, с Божией помощью миновали. Но мученики, исповедники российские – они молитвенники пред Престолом Всевышнего, и поэтому в Екатеринодаре уже более 50 храмов стало. Это радостно, но в то же время, конечно же, безбожный период, атеистическая пропаганда, материализм, безбожие сделали своё пагубное дело: люди духовно ослабли совершенно. Мы должны помнить, что те десятилетия на Руси, когда насаждалось безбожие, по сей день влияют на нас. Многие не знают пути к храму, нравственность упала, конечно же, деградация эта явно заметна, но тем не менее, пока мы молим Бога, мы надеемся, что всё-таки люди просыпаются и ещё будут просыпаться.  

Конечно, очень важно работать с молодёжью, поэтому почти во всех храмах, в том числе и в нашем, есть воскресная школа и для взрослых, и для детей, и радостно, что в нашем граде, в нашей епархии есть семинария. Хорошо, чтобы желающие поступить в семинарию, имели живую веру в Бога. И они, конечно, при такой вере будут Богом призваны. Конечно, семинаристу нужно иметь понятие разумное, осмысленное, и отсюда иметь желание, а желание, оно, конечно, не исполнится просто так, надо стремиться! Важно, чтобы семинарист помнил, что Господь его призвал получить духовное образование, и на этом не останавливался, а продолжал свой духовный багаж пополнять, для этого, конечно, всё имеется сейчас.

В те времена, когда я ещё учился в семинарии, трудно было достать, найти, купить Евангелие, другую книгу, пособие, а теперь, слава Богу, всё есть, и кроме всего этого у нас есть и все средства массовой информации: интернет, телефон. Всё то, что можно использовать и нужно использовать, но только так, чтобы это было для мудрости, для познания истины. Было время, это всё не так просто было. Проповедь нельзя было сказать так, чтобы она призывала людей в храм приходить, друг друга любить и помогать, милостыню подавать. «У нас нет бедных», – так говорили. Поэтому такого течения милосердия и не было у нас. Запрет был. Конечно, тайнообразующе делали христиане.

Наш бывший митрополит Исидор, ныне покойный, Царство ему Небесное, учил: «Батюшки, вы пастыри, вы пасёте стадо Божие. Поэтому пасите, но не паситесь!» Мы должны свой долг исполнять со всей ревностью, с любовью, с радостью. А для этого нужно у Бога просить сил и не бояться трудностей.

Конечно, окончившему семинарию, хочется где-то в лучших условиях проходить свой жизненный путь, если будет принят священнический сан или диаконский, поэтому нужно молить Бога, просить Божию Матерь указать, где же ему по окончании семинарии быть. Господи, благослови служить, трудиться во славу Божию, во славу Церкви нашей, во спасение всех христиан!


[1] иерей Василий Гундяев (1879 – 1969).

[2] архиепископ Иларион (Прохоров), (1889 – 1973).

[3] митрополит Алексий (Коноплёв), (1910–1988).

[4] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929 – 2008).

[5] митрополит Владимир (Котляров), (1929 – 2022).

[6] митрополит Исидор (Кириченко), (1941 – 2020).