Протоиерей Сергий Телицын - Память Церкви
35 0
Священнослужители Протоиерей Сергий Телицын
memory
memory
35 0
Священнослужители

Протоиерей Сергий Телицын

ФИО, сан: протоиерей Сергий Телицын

Год рождения: 1943

Место рождения и возрастания: Вологодская область, Вожегодский район, деревня Огибалово

Социальное происхождение: из семьи служащих

Образование: Высшее, Ленинградская духовная семинария

Место проживания в настоящее время: г. Вологда

Дата записи интервью: 08.04.2024

Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о детстве, о юности, как они проходили? Были ли родители верующими?

Ну, глубоко верующими я бы не сказал, чтобы они были. Не были. Но, поскольку семья была патриархальная, многие родственники мои монахини были, священники были, поэтому это наложило какой-то отпечаток на семью. Но, исходя из того, что мама учительница была, и отец до войны был тоже учителем географии, как-то открыто исповедовать веру просто было нельзя. Лишились бы достатка минимального. Ну, учителю – трудно сейчас это представить – нельзя было открыто говорить, что он верующий, потому что выгнали бы просто с работы – и всё. Поэтому опасались открыто веровать. Ну, хотя иконы в доме были, особо их не скрывали. Крестили меня где-то в возрасте, может быть, семи-восьми лет, опасались. Крестил меня сельский священник, находившийся уже за штатом. И приходилось скрываться перед тем, как крестить. Доходило до того, что заводили патефон, ставили какую-то пластинку. Может быть, народную музыку или какую-то оперную музыку.

Прямо во время таинства Крещения? Чтобы не было слышно?

Чтобы не было слышно. Занавески все закрывали. Потому что доносы были конкретные, тут же бы донесли. Хотя явных проявлений антирелигиозных не было. Крестили и крестили.

Вы сказали, что были крещены в 7-8 лет, то есть это довольно сознательный возраст. Вы сами сознательно решили креститься?

Конечно, конечно…

И согласие родителей полное на это тоже было?

Конечно. У меня крёстный был раскулачен, сослан на Сибирьстрой, такая гидроэлектростанция строилась сибирская. Сослан был туда, и сумели они выехать только в начале Великой Отечественной войны. Но они не проявляли религиозности. Ходили в школу в обыкновенную. Даже, по-моему, пионерские галстуки носили.

Расскажите, пожалуйста, были ли у родителей хотя бы какие-то предметы религиозного быта? Была ли как-то у вас дома организована практика молитв совместных?

Практика молитв была. Книжки сохранились у нас всякие.

Дореволюционные, да, получается? Какие-то молитвословы?

Молитвословы, часословы. По часослову учились. «Закон Божий» – книжка была замечательная. Соколова, кажется[1].

Батюшка, Вы упоминали, что иконы были у Вас дома, и, не скрываясь, их размещали где-то, да?

У родителей икон не было. У бабушки, у дедушки были иконы. Был иконостас такой небольшой. Традиционно, как все, отмечали Рождество, Пасху – всё это было.

Была ли возможность где-то доставать в детстве религиозную литературу, какие-то другие предметы?

Только то, что было. Наверное, знаете, что ничего не издавалось.

Ну, конечно. Вот хотелось уточнить. То есть возможности никакой?

Нет, новых изданий не было. Что-то знакомые давали, родственники, бабушки, дедушки.

А были ли у Вас какие-то знакомые священнослужители или те, кто открыто исповедовал свою веру?

Да. Две монахини были, родственницы наши. Они открыто исповедовали веру. Знакомые были священники. Епископ Кирилловский Тихон (Тихомиров). Он тоже был сослан. Потом в Ярославле он свою жизнь закончил. Там у него была небольшая такая общинка… Монахиня Ермогена – это тётушка моя.  

Отец Сергий, то есть, получается, у Вас, в принципе, была религиозная семья, и, соответственно, к вере Вы какого-то пути не проходили. То есть, Вы родились в религиозной семье и верили несомненно всегда. Расскажите, пожалуйста, что Вас особенно привлекало в Церкви? Была ли возможность посещать богослужения в детстве?

Я не бывал в храме до пятнадцати лет, потому что не было храмов: разрушено было всё.

Показывали ли Вы свою религиозность в школе?

Ну, я в деревенской школе учился… [На Пасху] красили яички – только в таком плане.

А другие ребята были верующие? Учителя в деревенской этой школе?

Была учительница начальных классов Галина Александровна (Царство Небесное), которая старалась. Она была дочерью священника, поэтому она старалась. Ну, конечно, не открыто, но тем не менее.

А какие бы последствия наступили, если бы стало известно, что вот этот человек точно верующий, имеется в виду в школьные годы?

Вызывали бы, прорабатывали, проводили беседы.

Вот ещё один такой вопрос. Отец Сергей, многие люди примерно Вашего поколения отмечали, что к вере они приходили именно благодаря влиянию искусства: литературы, живописи, кто-то говорит даже, что, например, в Мариинку, сходишь, или в театр имени Товстоногова, и выходишь уже верующим человеком оттуда. Потому что наша культура, в особенности русская, русская литература, она вся пропитана духом Православия, русской христианской духовности. Было ли у Вас какое-то такое соприкосновение с искусством, после которого Вы либо утверждались в вере, либо что-то открывали для себя новое? Потому что ведь в школьной программе всё это было, и запретить-то не могли: Пушкина, Достоевского даже. И Вы читали. Расскажите, пожалуйста, был ли у Вас какой-нибудь опыт такого глубокого ознакомления с русской культурой, русским искусством?

Только через чтение атеистической литературы. Выходили книжки, казалось бы, они атеистические, но, тем не менее, там много можно было почерпнуть. Это уже после того, как мы знакомились с «Законом Божиим». И очень многие так, насколько я знаю.

А какой пример Вы могли бы привести из такой атеистической литературы, которая внезапно проникнута христианской тематикой?

Тендрякова, например.

То есть это все в основном советские классики. А классиков XIX века Вы читали? Это тоже как-то влияло на Вас?

Конечно.

Как Вы относились к антирелигиозной кампании и пропаганде научного атеизма?

В институте приходилось участвовать, потому что двойку бы поставили.

Какой-то предмет особый был, да? Так и назывался научный атеизм?

Да, научный атеизм. История КПСС в двух томах.

Какие проявления антицерковной пропаганды Вам запомнились особенно?

Ну, в институте какого-то особого на нас давления не было, это уже были 1960-е годы, хрущёвские времена. А так, когда проводилась подготовка к 1 мая – вот в этих случаях только. Запомнился мне такой случай. Готовились к 1 мая, к празднику этому, и сказали обязательно быть на демонстрации. Будет праздник 1 мая. И почти все крикнули: «Слава Богу!» Не знаю, может быть, как-то несколько и в шутку это было.

Замечали ли Вы присутствие Церкви в общественной и частной жизни? Допустим, в большие церковные праздники (Вы тоже упоминали): Рождество, Пасха?

Да, я учился в Ярославле в институте. По всему городу куличи пекли, на крестные ходы шла толпа народа. Ну, тоже хватали. Помню, я на втором курсе, кажется, учился. Подхожу к храму, сразу подманивают: «Молодой человек, подойдите. А Вы что тут делаете? Если мы ещё раз Вас увидим, то можете с институтом распрощаться». Такое было. Но увидели не в Ярославле, увидели в Толгоболе. Там такое местечко под Ярославлем. Туда пришлось ездить. Это недалеко от Толги. Такая деревня, там храм Успения Божией Матери. Там был замечательный священник, отец Александр. Он очень много литературой меня снабжал. Ну, конечно, если был праздник, то на праздник я ездил только туда, это километров десять от Ярославля. Там было более свободно. Можно было идти на крестный ход. Крестного хода днём не было, только ночью.

Были ли у Вас какие-то представления о религиозной иерархии? Кто правящий владыка в епархии, кто Патриарх на тот момент времени?

Конечно. Ну, поскольку у меня родственница монахиня была, близки были с владыкой Тихоном… Рассказывали, да.

Приходилось ли Вам и Вашим знакомым сталкиваться с давлением общества или власти в связи с тем, что были верующими?

Конечно.

И в каких формах, ситуациях это проявлялось?

Например, когда я работал врачом, все были очень удивлены, что я каждое воскресенье иду в церковь. – «И чего он там делает? Да Бога-то ведь нет!», – ну, вот в таком плане. Есть те, с которыми я вступал в какую-то полемику, есть те, которые просто мимо проходили. Ну, а давление? Было давление лично на меня, которое оказывали там разные парторги: «Только один верующий, один есть православный человек – это дворник! А теперь вот и Сергей Николаевич в эту же компанию записался!» Я работал заместителем главного врача. И была у нас очень, видимо, глубоко верующая (ну, не знаю, на этой почве я с ней не встречался) женщина, воспитатель детского сада (теперь уж Царство Небесное ей), которая открыто в храм ходила. Пришлось ей уйти с работы, потому что невозможно было работать. И такие примеры ещё есть.

А теперь блок вопросов о Вашем пастырском служении, священническом. Отец Сергий, скажите, пожалуйста, а когда и как у Вас появилась мысль не просто быть христианином, но посвятить свою жизнь служению Богу именно в священническом сане?

А после крещения.

Сразу же? После крещения Вы поняли, что хотите стать священником?

Да.

Удивительно. И эта цель у Вас была, и Вы сознательно шли к ней? Но Вы поступили сначала и получили светское образование. А скажите, пожалуйста, каким был путь к поступлению в духовную школу? И когда примерно, в каком году, если помните, Вы поступили в семинарию?

Когда закончил я институт, у меня всё-таки было желание стать священником. В семинарию я поступил в 1971 году.

У Вас уже был опыт работы, собственно, в медицинской сфере?

Да.

А какая у Вас была специальность? Врачом Вы каким были?

Невропатолог.

А были ли препятствия для поступления в семинарию? Государство как-то препятствовало?

Ну, в институте партком, ещё какие-нибудь организации, конечно, проводили работу: «Как ты будешь работать врачом и…» Были какие-то всё-таки препятствия для поступления. Потом владыка Симон[2] Ярославский бывший (Царство Небесное), митрополитом был. Он мне помог, он написал письмо какому-то своему соученику… Экзамены, конечно, были формальные. Я учился заочно после института.

А кто написал Вам рекомендацию в семинарию?

Владыка Симон. И владыка ещё Михаил (Мудьюгин)[3] Ленинградский.

Расскажите о Вашем рукоположении. Где Вы были рукоположены?

Рукоположен я был в Вологде. Я работал, и был рукоположен в 1989 году. Рукоположил меня владыка Михаил (Мудьюгин).

А на какой приход Вас назначили?

Какого-то постоянного прихода не было – так владыка решил. – «Как будет возможность, так вот тебе будет послушание ездить на приход, где-то служить, в деревне». А так постоянного прихода не было, пока на пенсию не ушёл.

А были ли какие-то у Вас сложности, уже когда Вы были священником, во взаимодействии с государством, с властью? Ну, если это 1989, то это уже, получается, почти конец Советского Союза.

Ну, почти не было никаких сложностей… Уже время-то изменилось.

Отец Сергий, как Вам кажется, когда люди смогли открыто начать исповедовать свою веру, по ощущениям?

Открыто? После Тысячелетия Крещения Руси. Появилась открытость. Уже посещали храмы, молились без того, чтобы оглядываться назад, нет ли там соглядатая. Но, к сожалению, ещё мало было связей Церкви с обыкновенными тружениками.

Вот, собственно, это самые основные вопросы, которые мы хотели Вам задать. Отец Сергий, большое Вам спасибо.


[1] Имеется в виду «Закон Божий» протоиерея Дмитрия Соколова, изданный впервые в 1914 году.

[2] митрополит Симон (Новиков) (1928 — 2006)

[3] архиепископ Михаил (Мудьюгин) (1912 — 2000)