Рубан Людмила Всеволодовна - Память Церкви
19 0
Миряне Рубан Людмила Всеволодовна
memory
memory
19 0
Миряне

Рубан Людмила Всеволодовна

ФИО: Рубан Людмила Всеволодовна

Год рождения: 1958

Место рождения и возрастания: г. Горячий Ключ, Краснодарский край

Социальное происхождение: из семьи рабочих

Образование: среднее

Место проживания в настоящее время: г. Екатеринбург

Дата записи интервью: 10.12.2024

Беседу проводил Чумаков Георгий Васильевич, чтец, студент 1 курса магистратуры Екатеринбургской духовной семинарии.

Расскажите пожалуйста, о Вашей семье, Вашем детстве и юности. Были ли Ваши родители верующими? 

Мои родители, может, в душе и были верующими, но тогда храмов не было, и они не ходили. Икона у нас висела, но чтобы мы видели, что они молились, этого не было. Был запрет же, и, видимо, может, в душе они и были, конечно, верующие. Нам не прививалась вера. Это со временем к нам она пришла. Видно, всё равно мы узнавали больше о наших предках, поэтому и вера пришла. Мы уже были крещёные. Тем не менее, наши родители явно не ходили в храм, потому что храмов не было, но иконы висели. А крестили они меня в Екатеринодаре в Екатерининском соборе в двухмесячном возрасте. Сестру мою крестили уже в другом месте, в станице Мартанке, тоже маленькой, где-то примерно тоже в двухмесячном возрасте. Мы с сестрой крещёные были. Родители наши тоже крещёные. И мы своих детей крестили. В 1990-е годы я покрестила обеих своих дочерей. Одной было 12 лет, другой было 5 лет. Тоже в Екатерининском соборе города Краснодара, потому что ещё здесь храма не было. В Горячем Ключе храма не было ещё. Там был разрушен храм.  Когда появился здесь храм, мы уже стали его посещать. И с детьми посещали, и сама посещала. И внуков своих крестили.

А было ли в то время официальное оформление крещения?

В то время официально не было крещения. Вот бабушка моя, она была жива, когда внуки у меня родились, она говорила: «Давайте покрещу». Там какой-то батюшка приезжает, на дому крестит. Но мы официально крестили в 1990-е годы своих детей в Екатеринском соборе. А нас родители крестили рано. Мы уже своих крестили, когда одной было 12, другой 5.

А были ли дома иконы?

Иконы были. Да, у нас от бабушки к маме перешли. И вот она даже сейчас у меня. Эта икона старая ΧVII века.[1] Приобреталась ещё не знаю, кем. Бабушкой или прабабушкой, может быть. Потому что прабабушка тоже в наследство передавала, иконами благословляли. Иконы были ещё от прабабушек. И в доме у нас была старая икона от нашей бабушки. А может, даже и от прабабушки, но на бумажном носителе под стеклом. 

А они хранились на видном месте?

Конечно, у нас хранились на видном месте. Всякое было. Когда мы были детьми, в школе, конечно, не сказать, что преследовалось, но не поощрялось чтобы были иконы. Преследовать никто не преследовал. И за это, конечно, моих родителей не ругали. Но было такое что, неприятно было, когда заходили подружки. Это ж дети. И сейчас, как воспитываем мы, так и их воспитывали родители. А тогда же и общество воспитывало нас. Не только родители.

Приобретали ли Вы самостоятельно религиозную литературу, иконы?

Конечно. Я читала о старцах, об иконах, познавала, как вести себя в храме. Такие книжечки читала. Была записана в храмовой библиотеке и какую-то литературу брала, которую мне хотелось прочитать, читала. 

Молился ли кто-нибудь из домашних при Вас на Вашей памяти? 

Бабулечка моя молилась. Родители мои не молились, но икона была всегда, висела в святом углу у нас. А молилась только бабушка. Хотя она с нами не жила, но мы знали, что она молится, и у неё были молитвословы, она всегда молилась.

А были ли среди Ваших знакомых священнослужители или люди, о которых Вы точно знали, что они посещают храм? 

 В моей жизни не довелось мне увидеть мою бабушку по отцовской линии. А по материнской линии бабушка рассказывала, что моя бабушка по отцовской линии пела в церковном хоре. Бабушка, которая по материнской линии, была верующей. У неё отец был атаман, казак. И она церковно-приходскую школу оканчивала. Она была верующая.

А какое впечатление они на Вас производили? 

Положительное. Я всегда с интересом относилась. Вот бабулечка наша ходила в храм, мы у неё всегда спрашивали, она нам что-то говорила, поучала. Был расстрелян её отец, поэтому она с осторожностью всегда рассказывала о том, что нас интересовало. Но нам говорила, мы это запомнили с детства, что у Господа надо не только просить, но и благодарить Господа. Это вот запомнилось с детства нам. Бабушка специально, конечно, не внушала нам веру. Она всегда говорила, что к вере человек должен прийти сам. Конечно, если в семье это есть, и мы сами шли. Нас никто не посылал, бабушка не говорила: «Пойдите помолитесь в храме».  Мы уже сами ходили сознательно. Нам хотелось присутствовать, быть в храме. И мы ходили самостоятельно. 

А показывали Вы свою религиозность в школе? 

В школе никто тогда не показывал. Крестик я начала носить рано. После школы я вышла замуж уже, у меня был крестик. Всё равно вера в душе всегда есть. Значит, была вера, раз носила. Вера же – это не напоказ. Это душа человека. Может, по-другому как-то, но мне так кажется, что вера — это душа человека. Вера должна быть в душе. Она не должна всегда напоказ быть. 

А были ли в Вашем классе верующие кроме Вас? 

Раньше верующие были, знаешь, баптисты называли. Баптисты – другая, неправославная вера, наверное. Я не знаю, как они там, к чему прибегали. У них, наверное, не было икон. Вот баптисты, они никогда от своей веры не отрекались, баптисты тайно всегда были в своей вере. Но православных таких вот не было, чтобы ходили или посещали какие-то храмы. Да и храма здесь не было. А у баптистов какой-то дом молебный был. И они ходили и верили. Я никогда не присутствовала на этих мероприятиях.

Как Вы относитесь к антирелигиозной кампании и пропаганде научного атеизма? 

Я отрицательно отношусь. Так как даже бабушка у нас говорила: «Не нами это придумано, и не нам это отвергать». Так всегда нам бабушка говорила. – «Верите вы, не верите. Но, – говорит, – это не нами было придумано, и не нами это должно быть отвергнуто. Значит, свыше какие-то силы были, раз так говорилось». Конечно, отрицательно. Нет веры, нет и жизни. От веры зависит и культура наша. Какие заповеди в Православии? Разве можно отвергнуть это? Никогда. А это же не только к вере относится. Это к нашему быту. Что в заповедях? Это же наш быт. Это наша культура. Поэтому я отрицательно отношусь к пропагандистам против веры.

Какие проявления антицерковной пропаганды Вы запомнили и почему? 

Вот Вы знаете, пропаганду ведут больше кто? Вот эти другие веры типа баптисты[2]. А у них свои газеточки, какие они там пропагандируют. Я их не читала. Даже в почтовые ящики бросали. Сейчас не бросают. А раньше в почтовые ящики бросали. Ходили по дворам, агитировали. Евангелисты там, баптисты и прочее. И агитировали, чтобы к ним пошли, послушали, посидели с ними. Ну вот такие были пропагандисты, которые против Православия, наверное. Чем занимаются? Я никогда не присутствовала. У них есть молебенные дома. Вот сколько открылось у нас уже таких молебенных домов? Больше, наверное, чем храмов. У нас храмов в городе два, а молебенных домов, наверное, пять. А может и больше.

А какие проявления антицерковной пропаганды Вы запомнили? 

Да особых проявлений не было, кроме как замечаний от родственников мужа, что я ношу нательный крестик. А так особых замечаний никаких и пропаганды никакой я не встречала на своём пути. 

Помните, как у Вас в детстве проходила Пасха?

Конечно. И бабушка, и мама пекли куличи, пасхи, красили яйца. Это был праздник. При встрече с родственниками, родители, мы помним хорошо, христосовались, друг друга поздравляли с Пасхой. Храмов тогда не было. Пасхи не освящались. Но праздник как таковой всегда был в семье. 

Имели ли место крестины, отпевания, венчания в Вашей собственной семье или семьях родных или знакомых?

Венчание родственников я не припоминаю. Отпевания мы всегда делали, даже когда не было храма. Это было с детства у нас. Вот мама умерла, мне было 19 лет. И вот бабулечка приглашала. У нас в доме у покойника сидели бабулечки и отпевали всю ночь. Пели молитвы всякие. 

Посещали ли Вы кладбище? 

Обязательно на Радоницу посещали кладбище. Это и традиции, и для верующих, и для неверующих. Это и при советской власти всегда было. Всегда посещали на Радоницу.

Если кто-то из близких умирал, Вас брали на кладбище? 

Обязательно, мы были у близких всегда на похоронах. И детьми, и взрослыми. Если близкий кто-то умирал, всегда у нас родня была сплочённая, всегда присутствовали и дети, и взрослые, все присутствовали.

Было ли разрешено ставить кресты на кладбище? 

Кресты ставились всегда. Никогда такого даже не слышала, чтобы крест не поставили. 

Посещали ли Вы в качестве туриста или паломника святые места, закрытые монастыри, храмы святые источники, места захоронений почитаемых в народе подвижников? 

В советское время как таковых паломников не было, и святых мест мы особо не знали. Мы посещали только открытый храм в городе Екатеринодаре, Екатерининский собор. А других в советское время мы даже не знали. В городе их не было. 

Знали ли Вы о закрытии храмов, репрессиях в отношении верующих? 

Конечно. Из слов бабушки. Бабушка рассказывала, как пострадал мой дед, его расстреляли во время революции. За веру, за Родину за правду. Нашу семью это тоже не миновало. Раскулачивание, расстрелы, грабёж церквей. И бабушка нам рассказывала, и читали об этом. И в связи с этим мы потеряли своего прадеда казака атамана. За это же пострадал. 

А когда, на Ваш взгляд, стало безопасно ходить в церковь?

В церковь я ходила, и никогда опасности я для себя не чувствовала никакой. Как появился у нас храм, так и стали ходить в храм. Появился храм, и мы посещали. Не боялись. А чего бояться? Наши предки больше пострадали. Нам уже бояться нечего.


[1] Икона Божией Матери Киево-Печерской Лавры.

[2] Имеется ввиду пропаганда баптистов в советское время