Сёмина Лидия Александровна - Память Церкви
5 0
Миряне Сёмина Лидия Александровна
memory
memory
5 0
Миряне

Сёмина Лидия Александровна

ФИО: Сёмина Лидия Александровна

Год рождения: 1976

Место рождения и возрастания: г. Калуга

Социальное происхождение: из семьи служащих

Образование: высшее

Место проживания в настоящее время: г. Калуга

Дата записи интервью: 28.03.2024

Моё детство и отрочество прошли в Калуге, хотя родители не были калужанами. Папа был из Тульской, а мама из Калужской области. Но моё появление на свет произошло в Калуге, я была единственным ребёнком. Состав семьи был достаточно типичным для того времени: папа из крестьянской семьи, мама происходила из учительской семьи. Родители работали на заводах. Отец – электриком, мама – инженером-технологом, библиотекарем.

Поскольку родители не были калужанами, сначала мы жили в съёмных комнатах, позже получили квартиру. Достаток был обычный, небольшой, как у большинства соседей и знакомых. Ничего лишнего не позволялось.

В съёмных помещениях всё было временным. В своём постоянном доме вещи заняли свои места, но икон в доме не было. И так было у многих. Всё шло от традиций советского времени, последствий гонений на духовенство и верующих. И такие же традиции и привычки сохранялись в семьях людей, которые были возраста моих родителей.

А вот у предыдущего поколения, то есть в семьях родителей моих мамы и папы, людей такого же возраста, как бабушка и дедушка, было часто по-другому. Уклады семей отличались, конечно, друг от друга: одни помнили традиции предков (пусть и не демонстрировали это), другие жили по-советски. Вообще-то, у родителей мамы всё было так, как и у нас. И наш быт, скорее всего, строился таким же образом. В семье мамы не имели церковных традиций: не было икон, не соблюдались посты, не ходили в храм, не праздновались церковные праздники, не было даже разговоров на эту тему. Родители мамы не были крещены, со слов мамы.

В семье родителей отца всегда были иконы (помню их с раннего моего детства, во всех комнатах, старинные). Иконы были на видном и почётном месте, не прятались в шкафы. Мама отца (моя бабушка) всегда молилась (тихонько, ночью, краткими молитвами, своими словами. За себя, за каждого в большой своей семье: за детей, внуков, родных. Особенно, если болели, были вдали от дома, в опасности). Молилась постоянно, каждый день. В путь, в дорогу, всегда благословляла крестным знамением и краткой молитвой. Между тем, о постах никто не говорил и не соблюдал.

Храма в деревне, где родилась и прожила всю свою жизнь (90 лет) бабушка, не было. По рассказам бабушки, в годы её юности она ходила в храм. Однажды её кто-то там заметил, и об этом написали в стенгазете в школе, где она училась. Это были 1930-е годы. И так было с каждым, кто отваживался нарушать правила, которые существовали для пионеров и комсомольцев.

Дедушка рассказывал о своей бабушке (моей прапрабабушке), что она была очень верующей. Как он говорил, «не сядет есть без молитвы».

Дедушка, в последние годы своей жизни (он прожил 93 года, был участником и инвалидом Великой Отечественной войны, награждён орденами и медалями), тихонько молился. Такими разными, просто противоположными были уклады семей: одни верили в Бога, другие совершенно не хотели принимать такие традиции, которые изживались в городах и деревнях с приходом к власти большевиков.

Мама была некрещёной до 33 лет. И я – до 10 лет. Бабушка всегда твердила, что надо обязательно креститься. Её дети, три сына, были крещены ещё в младенчестве. Это 1940-е-1950-е годы. Но бабушкины слова тогда не доходили до нас, атеистические лозунги сделали своё дело. Тем более что в семье мамы жили без молитв и икон.

Наше с мамой крещение всё откладывалось и откладывалось… И лишь драматический случай (травма, при которой я Божией милостью, чудом осталась живой и не потеряла зрение) стал скорым поводом к решению принять крещение – так мы вместе с мамой одновременно стали членами Церкви Христовой в 1986 году. Таинство Крещения мы приняли в храме свт. Николая.

Не сразу после крещения я прониклась осознанием того, как нужно жить православному христианину. Но что-то уже запало в душу, хотя и замерло на какое-то время. Но с Божией помощью на моём пути стали встречаться люди, которые постепенно вели меня по пути веры, укрепляя в ней. Первой моей, можно сказать, просветительницей, оказалась моя сокурсница по музыкальному училищу. Она была из священнической семьи, вернее, предки её (не родители) были из духовенства. А родители остались верующими людьми и в советское время. Она как-то очень умело и по-взрослому постепенно много рассказывала мне. Так, переходя от простого к более сложному, она способствовала моему желанию знать ещё больше. Потихонечку рассказы о Церкви привели меня в храм. С её, опять же, помощью. Наше близкое знакомство и дружба не прервались, забегая вперёд, можно сказать о том, что позже я стала крёстной её дочери.

На следующем жизненном этапе, когда я начала работать, другая добрая воцерковлённая женщина позаботилась о том, чтобы я не останавливалась на своих тогда незначительных знаниях и продолжала укрепляться в вере. Так я стала постоянно посещать службы, исповедоваться и причащаться. Со своей стороны я по возможности стала помогать маме идти таким же путём.

Позже мне в руки попалось объявление о поступлении в ПСТГУ. Это очень меня заинтересовало. Оставались сомнения и неверие в свои силы, но молитвы и добрые советы дали мне возможность поступить в университет и успешно его закончить.