Вернигора (Осипова) Любовь Ивановна - Память Церкви
37 0
Миряне Вернигора (Осипова) Любовь Ивановна
memory
memory
37 0
Миряне

Вернигора (Осипова) Любовь Ивановна

ФИО: Вернигора (Осипова) Любовь Ивановна

Год рождения: 1961

Место рождения и возрастания: г. Оренбург

Социальное происхождение: из семьи священнослужителя

Образование: среднее специальное

Место проживания в настоящее время: г. Оренбург

Дата записи интервью: 8 мая 2024 г.

Родилась я 5 августа 1961 года, в семье священника. Папа, протоиерей Осипов Иван Ефремович, и мама, Осипова Нина Васильевна, состояли и в гражданском браке, и в церковном, венчались. В детстве я всегда была окружена с их стороны родительской любовью, вниманием. Крестили меня в младенчестве, я, конечно, не помню. Крестил батюшка, отец Михаил. Крёстным у меня был отец протодиакон Павел, а крёстной – папина родная сестра, Татьяна Ефремовна.

С раннего детства примерно лет с четырёх-пяти, на ночь папа приучал молиться за близких, за своих родных, за бабушку, дедушек, братиков. Ну, поскольку возрастала я в семье священника, приобщалась Святых Христовых Таин.

Когда меня в детстве в первый раз обозвали, что, вот идёт дочь такого человека, я пришла домой и говорю: «Мама, меня вот так мальчишки обзывают». А мама говорит: «Дочка, ну помолись, скажи, Господи, прости их, не ведают, что творят». И вот с этой мыслью я живу до сих пор.

Училась я в школе №34 вначале, а затем нас объединили со школой №66. Всегда были добрые отношения среди одноклассников и учителей.

Показывали ли Вы Вашу религиозность в школе?

Нет, не показывала в школе. Как-то были добрые, хорошие отношения в классе, и меня никто не задевал, все на равных были.

На большие церковные праздники: Пасха, Рождество, Крещение директор школы обращался к родителям, просил, чтобы перед храмом не показывали детей, тем более перед храмом стояли руководители школы, милиция, в эти дни лучше было не рисковать. То есть мы заранее приходили на службу, там папа знал, куда нас поставить, чтобы на глаза не попадались.

Школу я окончила в 1970-х годах, и поступила в Оренбургское фармучилище, в 1980-м году его окончила, трудилась в первой горбольнице, в межбольничной аптеке, и всегда посещала наш Никольский храм, стала петь в хоре монашеском просто любителем.

Где-то примерно в 1982-м году, после Пасхальной службы, придя на работу, услышала от заведующей, что, если я буду храм посещать, тогда должна буду уволиться с работы: «Из-за Вас мне неприятности не нужны». Я была сильно расстроена, но папа благословил, сказал: «Дочка, увольняйся, не переживай, Господь всё устроит, положись на волю Божию». Я так и поступила, продолжала петь в хоре, но уже в штате, надо как-то было жить на какие-то средства, хоть в семье и был достаток.

Потом, раз уж ушла с этой фармработы, я поступила в лавру в регентский класс, и там были условия учиться и работать. Приняли меня ещё работать на кухню, мы день трудились, день учились. Проработала и проучилась три года. На 300-летие академии и семинарии меня наградили грамотой за усердие и труды на кухне. Потом вернулась в Оренбург, стала работать в аптеке, так до пенсии там и работала, храм также посещала, не забывала.

У нас в доме религиозная литература, конечно, была. Папа по книгам готовился, это его были книги – молитвослов, требник, настольная книга священнослужителя, житие Иоанна Кронштадтского. В детстве и отрочестве я читала такие книги, как Катехизис, Закон Божий, Добротолюбие второй том. Больше я стала интересоваться литературой, когда работала в лавре. В дороге, пока ехала к месту учебы, читала акафист преподобному Сергию Радонежскому. Но книги с акафистом я не нашла, у знакомой узнала, что есть у неё от руки написанный, переписала и себе.

Мои родственники, понятно, люди были глубоко верующие, и бабушки, и дедушки. Особенно была верующей папина мама, Дарья Семёновна, она была певчей в храме, а потом в силу возраста была на пенсии. Каждый день она читала Евангелие, Апостол. Когда я приходила проведать её, первым делом она открывала закладку: «Послушай, что я сегодня прочитала!» Потом уже были вопросы: «Как ты учишься? Как здоровье?», но в первую очередь: «Ой, я сегодня такое прочитала…» Если идёт Великий пост, она не вкушала пищу, пока не читала Постную Триодь и другие правила. Пища у неё начиналась с вкушения большой, может быть, уже засохшей просфоры. Она исповедовала веру открыто.

Моя родная тётя, папина сестра, Татьяна Ефремовна, всю жизнь трудилась при митрополите Леонтии в канцелярии, в епархии, и так же его младшая сестра, Мария Ефремовна. Бабушка имела такую традицию, если мы куда-то на короткое время выезжали, например, посетить родственников, мы должны были пойти в храм, причаститься, помолиться и с верой ехать.

А как Вы относились к антирелигиозной кампании и пропаганде научного атеизма? Вам приходилось слышать что-то в школе или в училище?

Я спокойно слушала, я понимала, что это такой предмет. Ну даже где-то было интересно, тем более, что ведь научный атеизм читался как история религии, вообще религии. Вот на экзамене или на занятиях по этой теме меня никогда не спрашивали, не хотели, может быть, обижать.

Интересовались ли Вы церковным искусством: иконы, церковная архитектура, музыка?

Да, это меня всё очень интересовало: выставки, концерты. Особенно люблю пасхальные концерты, которые проводятся у нас в драмтеатре, они действительно хорошие.

В качестве паломницы посещали ли Вы святые места, действующие или закрытые монастыри, храмы, святые источники?

Да, я посещала Рижский женский монастырь Толгской иконы Божией Матери, там игумения Магдалина была, я брала благословение. Мы ездили туда с младшим братом, несли там послушание, нам очень понравилось, мне было лет двадцать. Я не просто поехала, меня благословил мой духовный отец, архимандрит Наум в лавре. У меня был первый трудовой заработанный отпуск, я взяла чемоданчик, думала, на море поеду, но предварительно заеду к духовному отцу в лавру. Он меня благословил в Ригу, улица Кришян Барано, 126, к игумении Магдалине. Меня впечатлило, что когда приехала в Ригу, вышла на перрон, меня встречал духовой оркестр. Понятно, что не меня, может, кто-то в вагоне ехал, или у них такие традиции встречать поезда.

Меня игумения Магдалина встретила, монахини накормили обедом, дали послушание. В сосновом лесу у них пустынька, там женский монастырь, там паломники, насельницы. Первое послушание моё в монастыре было на просфорне, я месила тесто для просфор, там показали, как надо месить. Также ещё с послушницей ходили на рынок, делали покупки. Там у меня несколько разных послушаний было. На службу утром, потом послушания и вечером также служба. А перед отъездом – обязательно в Ригу, к игумении Магдалине, взяла благословение на дорогу. Она меня благословила иконочкой, как раз день отъезда был в Рождество Божией Матери, 21 сентября.

Знали ли Вы о закрытии храмов, о репрессиях в отношении верующих?

Что касается закрытия храмов, это, конечно, я знала. У нас на клиросе в Оренбурге, в Никольском соборе, пела Квиткина Раиса Макаровна, дочь протоиерея Макария священномученика, которого канонизировали. Я её живой застала. И она рассказывала, как папа её служил, отец Макарий, в Павловке. У них была многодетная семья, налогами давили храм. Соберут – больше платить нечем. Всё время повышали налог, так и закрыли храм. Они жили в бане, кто-то из верующих их приютил, питались вот тем, что подадут. Она поминала папу, всегда за упокой молилась, очень к нам, к папе, была благосклонна.