Захарова Надежда Ивановна - Память Церкви
4 0
Миряне Захарова Надежда Ивановна
memory
memory
4 0
Миряне

Захарова Надежда Ивановна

ФИО: Захарова Надежда Ивановна

Год рождения: 1949

Место рождения и возрастания: г. Людиново Калужской области, г. Калуга

Социальное происхождение: из семьи служащих

Образование: высшее

Место проживания в настоящее время: г. Калуга

Дата записи интервью: 16.05.2024

Родилась я в 1949 году в городе Людиново Калужской области, в семье инженеров. Отец и мать работали на Людиновском тепловозостроительном заводе. Отец – участник Великой Отечественной войны, работал и одновременно получал высшее образование в Бежецком институте тяжёлого машиностроения. Жили мы совместно с родителями мамы и младшим братом. В 1955 году отца направили на работу на Калужский турбинный завод, и вся семья переехала в Калугу. Получили мы комнату в коммунальной квартире. Дедушка и бабушка жили тоже в коммунальной квартире в доме неподалёку.

Семья была неверующей. Никаких книг, предметов религиозного обихода ни у родителей, ни у бабушки и дедушки я не видела. В церковь никто не ходил, о Боге в семье не говорили. Хотя я знала, что дедушка и бабушка, отец и мать были крещены. Но нас с братом никто не крестил.

Впервые об Иисусе Христе мне рассказала моя одноклассница, когда я была в первом классе. Из всего рассказа я поняла только одно: евреи замучили хорошего человека. И я рассказала об этом матери. А одними из соседей в коммунальной квартире у нас была еврейская семья. Мама объяснила, что нельзя людей судить по национальному признаку. А про Иисуса Христа сказала, что это всё сказки и сочиняют их люди невежественные.

Когда я училась в школе, никто из одноклассников в церковь не ходил. Но на Пасху мы часто ходили смотреть ночной крестный ход вокруг Георгиевской церкви. Надо сказать, что я испытывала какое-то чувство зависти к тем людям, которые шли со свечами и кричали: «Христос Воскресе!» Это было очень радостно и торжественно. Но нас туда не пускали. Вокруг стояла в оцеплении милиция, и на территорию храма было пройти нельзя.

Когда я училась в Ленинграде в 1966 – 1972 годах, там восстанавливался храм Спаса-на-Крови. Он был окружён забором. И мы с подружкой в этот забор в щёлки запихивали записочки с просьбой удачно сдать экзамены.

В 1985 году мы с сыном переехали в дом неподалёку от Георгиевской церкви, и я стала иногда туда заходить просто из любопытства. Мне нравились росписи на стенах, иконы, торжественность службы. И совершенно неожиданно для себя я встретила в этом храме свою хорошую знакомую, которая, как впоследствии оказалось, была дочерью священника. Она отвечала мне на мои вопросы о вере и посоветовала прочесть книгу «Всенощное бдение. Божественная литургия», где были объяснения и об облачениях священников и диаконов, и о службе. Тогда уже всё происходящее стало мне гораздо понятнее. Я стала заходить в церковь чаще, стараясь бывать там хотя бы два-три раза в неделю.

Сын, будучи подростком, тоже заходил в храм. А потом как-то в разговоре упрекнул меня за то, что я неверующая и некрещёная. Я стала задумываться о крещении, а потом приняла решение и покрестилась. Было это в 1994 году. Крестил меня отец Анатолий Рыжков[1]. Сын тоже покрестился самостоятельно. В этом же храме сын с невесткой повенчались в 1995 году. Венчал их тоже отец Анатолий.


[1] протоиерей Анатолий Рыжков – старейший клирик Калужской епархии, почётный настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла.