Протоиерей Михаил Денисов - Память Церкви
54 0
Священнослужители Протоиерей Михаил Денисов
memory
memory
54 0
Священнослужители

Протоиерей Михаил Денисов

ФИО: протоиерей Михаил Денисов

Год рождения: 1952

Место рождения и возрастания: республика Марий Эл, пос. Удельная Раменского р-на Московской обл.

Социальное происхождение: из семьи служащих

Образование: высшее, Московская духовная академия

Место проживания в настоящее время: г. Тобольск

Дата записи интервью: 04.06.2024

Здравствуйте, отец Михаил, мы решили с Вами провести беседу на тему жизни Церкви в советскую эпоху. Мы начнём издалека и поговорим об одном из самых важных моментов жизни – о периоде детства и юности. Самыми любимыми для нас и ответственными за нас людьми в этот момент являются члены нашей семьи, в особенности родители. Поэтому просим Вас рассказать о них. Были ли они верующими, кто участвовал в Вашем воцерковлении, как складывались взаимоотношения друг с другом и в особенности с церковным миром. Возможно, у Вас были предметы религиозного обихода или литература данной направленности.

Родился я в 1960 году в республике Марий Эл, на берегу Волги. Храма у нас там не было. Крестил меня дедушка, что называется, «погружал». Когда мне исполнился год, мама ездила со мной в Бугульму к священнику отцу Илие (в тех местах его знают), и он там совершил миропомазание и воцерковление.

В детстве я помню, как мы каждое воскресение дома совершали молитвы. В субботу вечером – вечерню. У нас был молитвослов или точнее сказать канонник. Мы пели вечернюю службу 6-го гласа, а утром в воскресение совершали часы и изобразительны. Вот, каждое воскресение у нас был такой праздник. На Рождество ночью мы молились, верующие тоже приходили молиться, потом у нас был праздничный обед, так что праздники мы в семье с детства соблюдали.

Первый раз я исповедовался у священника, который относился к группе священников катакомбной церкви, у отца Михаила Рождественского[1]. У меня часть родственников не ходила в храм, они обращались к священникам, которые осудили декларацию митрополита Сергия[2]. Эти священники совершали богослужения по домам. Но потом, когда мы подросли, этот священник, отец Михаил Рождественский, моему папе сказал: «Иди в храм. Если не будешь в храм ходить, то детей потеряешь». И папа стал ходить в храм. Мы потом переехали в Липецкую область, в город Данков и уже исповедовались и причащались в храмах Московской Патриархии. А часть моих родственников так и осталась, они, так скажем, в расколе пребывают.

Мои родители люди были верующие с детства, они были в годы юности репрессированы. Папа у меня в сталинских лагерях провёл 10 лет, мама тоже, дедушка был репрессирован. Они были репрессированы по статье 58 пункт 10 «участие в пропаганде или агитация с целью свержения советской власти». Но, конечно, они ни в какой агитации не участвовали, а речь шла о том, что они собирались вместе молиться. Когда храм у них в селе закрыли, то верующие стали собираться по домам в праздники, и это считалось антисоветской деятельностью. В моём воспитании, кроме моих родителей, участвовал мой дедушка. У него была репрессирована сестра, она причислена к лику святых – преподобномученица Анна (Боровская), жена брата Алексея – мученица Евфросиния Денисова, она также причислена к лику святых. Также были братья репрессированы. Они были расстреляны в Карлаге. О репрессиях я, конечно, знал. Знал и о закрытии храмов и духовных школ. Дома у нас находились книги со штампом Казанской духовной академии. Брат дедушки жил в Казани, и когда там академию и семинарию закрывали, некоторые книги разобрали. Вот у нас дома они и лежали. Некоторые из них я читал, смотрел. Знал, что семинарии там нет сейчас. Липецкая область и вообще центральная Россия – это огромное количество обезглавленных храмов. Едешь на машине – почти в каждом селе стоит храм обезглавленный. Открыт был только один храм на район. Допустим, у нас был в городе Данкове один храм на город и на район. А было около 40 храмов в районе. Прошёл каток репрессий и гонений. С другой стороны, хоть один был храм, но он был всегда полный. Помню, в детстве я в храме не стоял, а висел – столько народу было, если, например, святителя Николая праздник. А если Рождество Христово, то зажат был со всех сторон людьми! Если зашёл, то всё, уже не выйдешь, пока служба не закончится. Конечно, по сравнению с нашим временем было хорошо то, что люди тогда не только детей крестили, но и венчались. Я помню, несколько раз видел, как священник венчал две или три пары, то есть венчалось много людей. Молодёжь приходила. Вроде как в храмы они не ходили каждое воскресение, но в Великий пост, на исповедь бабушки или родители детей приводили. Поэтому много было тех, кто хотя бы раз в год исповедовался и причащался. Репрессии, конечно, шли на всех уровнях, но народ веру сохранял. Я уже не говорю про Пасху, когда весь город шёл освещать куличи. Была ещё традиция, когда на Пасху все люди шли на кладбища. Просто город преображался! Мне папа с мамой говорили: «Не надо на Пасху идти на кладбище! На Радоницу надо! А на Пасху в храм надо идти».

Конечно, в детстве, где мы жили, храма не было, а потом переехали в Липецкую область в город, в котором был храм. Папа у меня пел на клиросе и читал. В школьные годы нам нельзя было становиться на клирос, но в храм мы ходили.  Вот тогда у меня появилась мечта участвовать в церковной жизни, быть поближе к алтарю, к клиросу. Я даже не знал, что семинарии существуют.

Как Вы относились к антирелигиозной компании, пропаганде научного атеизма? Для конкретизации возьмём школьный период. Проявляли ли Вы там свою религиозность? Были ли в Вашем классе другие верующие, и какая реакция могла последовать от администрации на ситуацию, при которой бы проявилась Ваша причастность к Православию?

Когда я учился в школе, как только преподаватели узнавали, что наша семья верующая, то на нас обращали внимание.  Я помню, в третьем классе пришли мы на урок, и классная руководительница почему-то стала спрашивать, у кого в доме есть иконы. Спрашивает одного, второго, третьего, и до меня дошла очередь, я молчу. У нас иконы, конечно, были. Она начала говорить, что иконы – это пережиток прошлого. Перед Пасхой преподавательница проводила урок, как не разговляться. Говорила: «Родственники у вас, может, постятся, на Пасху, может, кулич будет освящённый, а вы возьмите до этого и съешьте что-то скоромное – кусочек мяса, например, и вам будет кулич уже нельзя есть». Вот такое было наивное отношение. На Пасху помню, это был год 1972 или 1973, обычно были субботники, а тут сделали воскресник. То есть на Пасху днём сделали уборку территории. Мы не пошли убирать, и потом нас (всю семью) вызвали в учительскую и спрашивали, почему не ходили. Тогда я ещё услышал такое выражение: «Спасибо партии родной за доброту и ласку, отняли выходной и Пасху!» По-моему, эту шутку передало Радио «Свобода». Ну и проводили с нами беседы, работу. Помню, сёстры мои пришли из школы, плакали, я более мужественно относился и не плакал. На Пасху обычно дежурство было у храма, преподаватели стояли там и не пускали в храм. А тех, кто пытался пройти, потом опять вызывали.  Вот такая работа проводилась. Из школы только я один ходил в храм, поэтому я испытывал некоторое неудобство, насмешки были. Жили мы в период антирелигиозного давления. Словом «богомол» могли обозвать, и я чувствовал себя неудобно. Поддержка родственников была самым главным.  Однако особого трагизма я не испытал: ну, поругали и поругали, ну, бывает. Я не был ни пионером, ни комсомольцем. В период брежневского правления советская пропаганда была уже более мягкой. Такого особого гонения, как претерпели мои родители, не было, конечно.  Наше школьное образование было, конечно, очень добротным. У нас в городе был музей. Правда, музей был в бывшем храме, я об этом потом узнал. Была картинная галерея. А отец нас, детей, приобщал к культуре. Сам он не был высокообразованным, но понимал, что детям надо дать образование не только школьное, но и более глубокое. Мы обычно с моих двенадцати лет почти каждый год ездили в Москву, посещали музеи, Третьяковскую галерею, но самым, конечно, впечатляющим было посещение Свято-Троице-Сергиевой лавры. Мы приезжали туда несколько раз и несколько раз приезжали с ночёвкой, ночевали в Трапезном храме. Вечером были на службе, исповедовались, потом читали правило ко причащению, потом на полу там где-то немножко поспишь, и утром в пять часов ранняя литургия. И я вот до сих пор помню, как тогда пел хор отца Матфея (Мормыля). Я не знал тогда ни отца Матфея, ни хор его. Пел смешанный хор, и где-то около половины шестого утра после возгласа «Благословенно Царство…» такое «Аминь!» этого хора звучало! Такими голосами свежими, яркими! И сразу ты просыпался после этого. И потом на одном духе проходила вся Божественная литургия! Утром, в семь часов она где-то заканчивалась, выходишь на улицу, – там грачи, такой шум, солнце – и как будто побывал в раю. Вот детское впечатление такое было. Это навсегда осталось впечатление о посещении Свято-Троице-Сергиевой лавры. Мы ездили ещё в монастыри. Тогда были монастыри открыты в Почаеве, Псково-Печерский монастырь, в Киеве было два монастыря. Вот эти монастыри мы посещали.

Возможно, Вам приходилось слушать передачи иностранных радиостанций на религиозные темы?

Конечно, большое значение для воспитания, образования, я считаю, имели передачи из-за рубежа.  Вот, каждое воскресение, по-моему, в 14:30 по «ВВС» выступал владыка Антоний (Сурожский), мы слушали его проповеди, беседы. Владыка Василий (Родзянко) выступал. Конечно, там в передачах был немножко элемент критики Церкви в Советском Союзе, но проповеди и беседы от владыки Василия и владыки Антония – это было незабываемо. «Голос Америки» слушали, там проводил беседы отец Виктор Потапов, их мало глушили. По Радио «Свобода» ещё, это по времени уже ближе к Тысячелетию Крещения Руси, Глеб Александрович Рар вёл передачи, но обычно радио «Свобода» сильно глушили, поэтому их передачи было сложно услышать. Вот в воскресения помню, как отец нас собирал и сажал у радиоприёмника. Радиоприёмник у нас был «Веф 201», и мы слушали передачи, проповеди, там был ещё обзор церковных и политических событий. Я помню, в Тобольск приезжал владыка Василий в начале 1990-х годов, и он рассказывал такой случай. Он приехал в Россию, и где-то случилась авария, и он был свидетелем. Он подошёл, человек умирал после аварии. Он спросил: «Вы в Бога веруете?» – «Верую» – «Евангелие читали?» – «Евангелие не читал, слушал передачи владыки Василия (Родзянко)». А владыка Василий стоит рядом с ним, умирающим после аварии. Так что эти передачи многие тогда слушали. Они большое значение имели. Я благодарен владыке Антонию, владыке Василию за такое духовное просвещение.

По «Голосу Америки» также помню, я несколько раз слушал проповеди отца Александра Шмемана, он говорил таким басом, таким проникновенным голосом. Говорил о преподобном Серафиме Саровском. Тогда я получил впечатление о нём. Больше впечатлила сила его голоса, только позже познакомился с его литературой, уже когда в семинарии учился. Помню, я когда учился в семинарии, приходил на почту, тогда же не было сотовых телефонов, надо было прийти на почту, чтобы домой позвонить. Иду оттуда, и на встречу идёт Серёжа Жиров, он сейчас батюшка. Спрашиваю: «Куда идёшь?» – «Вот попросили телеграмму дать с соболезнованиями – умер отец Александр Шмеман». Это был 1983 год.  Как-то в памяти осталось это. Тогда ещё интересный момент был. На почте на столе лежал журнал «Советский Союз», и там была фотография Тобольска и Тобольский кремль. Статья была о том, что строят химический завод, и некоторые из общественных деятелей выражали опасение, что это будет вредно для Тобольска, экология нарушится. Вроде, кто-то из организации «Добрая воля» писал статью. Я так посмотрел на этот далёкий Тобольск: кремль даже есть там! Но никогда не думал, что придётся ехать в Тобольск. С Тобольском ещё один интересный момент связан. Было такое послушание у некоторых студентов – носить пищу пенсионерам, ветеранам, тем, кто работал в академии. Вот в Московской духовной академии был библиотекарем Владимир Македонович Волков, и мне дали послушание носить ему обед. Я ему приносил обед в баночке: первое, второе. Он это принимал и потом начинал рассказывать. Говорил: «Ну сядь, посиди». У него был деревянный дом, крылечко, я садился на крылечко, и он начинал рассказывать про Тобольск. Мне нужно было идти, какие-то дела были, а он мне всё про Тобольск рассказывает. А он, оказывается, закончил Тобольскую духовную семинарию, потом работал библиотекарем в Московской духовной академии. Когда он умер, нескольких студентов направили на его отпевание, и в Ильинской церкви мы служили всенощную, потом Божественную литургию и отпевание. Я там был, также владыка Максим (Дмитриев), сейчас епископ Елецкий и Лебедянский. Мы участвовали в отпевании Владимира Македоновича Волкова. Я тогда не думал, что я окажусь в Тобольске. У нас в библиотеке в Тобольске есть книга его воспоминаний. Он закончил семинарию до революции ещё, до её закрытия. Вот такие интересные бывают встречи, необычные ситуации. Промыслительно.

Расскажите, пожалуйста, о том, как и когда у Вас появились первые мысли посвятить свою жизнь служению в священном сане (лично ли Вы к этому пришли или была некая традиция)?

Конечно, первые мысли о священстве у меня появились, как и у многих молодых людей, которые поступили в Московскую духовную семинарию после посещения Троице-Сергиевой лавры. Когда приезжал в лавру молодой человек и встречал семинаристов или слышал хор студентов Московской духовной семинарии, то, конечно, возникала мысль: а нельзя мне тоже попробовать поступить? Но была в наше время такая особенность, что до армии поступать было нельзя. Нужно было отслужить в армии. После армии я работал и параллельно начал посещать храм. Встал на клирос, с бабушками пел, читал. Научился церковнославянскому чтению. Я нот не знал. А бабушки такие были, которые знали ноты. И у нас была одна бабушка, которая рассказывала, что её отец пел в хоре протоиерея Петра Турчанинова. Раньше камертоны были большие, и якобы Турчанинов как-то так камертоном управлял, может, замечание какое-то сделал и попал ему в зуб. И выбил зуб. И он всем потом рассказывал: «Вот, отец Пётр Турчанинов мне зуб отколол камертоном. А одна бабушка была, Варвара, она мне подарила книгу Апостол. Она закончила до революции курсы псаломщика. Вот когда она в храме канонаршила, её голос был как будто восемнадцатилетней девчонки, а ей было восемьдесят лет тогда. Ещё я застал тоже, у нас на клиросе пел один дедушка, который закончил Рязанскую духовную семинарию. Это было начало 1980-х годов. И вот в 1983 года я поехал поступать в Московскую духовную семинарию. Я думал, я один такой приехал, герой, а тогда, в 1983 году, поступало 240 человек! Это со всего Советского Союза: это и Россия, и Украина, и Молдавия, и Белоруссия, и Дальний Восток, и Сибирь. Владыка Александр (Тимофеев) был ректором. И приняли тогда 120 человек, я помню. На Преображение объявили результаты. Ну вот, тогда началась семинарская жизнь.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших воспоминаниях о семинарии и академии. О взаимоотношениях с преподавателями и студентами.

Для меня семинарская жизнь была в удовольствие. Распорядок дня и дисциплина не пугали, после армии это было очень хорошо даже. Не было никакой дедовщины, четыре раза приём пищи. Ну и, конечно, это богослужения, это хор, это пение. Я тогда полюбил великопостные богослужения, потому что до семинарии в Великий пост постоянно в храм не ходил, работа была. Только вот на канон Великий прп. Андрея Критского ходил и в воскресения. А вот уже в семинарии я смог увидеть всю структуру служб Великого поста. Для меня семинария является до сих пор самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Это и общение, конечно, с преподавателями. Это Иван Александрович Глухов, это отец Зотик[3], у которого мы пели в хоре, это отец Матфей. Первые преподаватели наши в первом классе. Отец Николай Кочанкин преподавал у нас библейскую историю. И многие, многие преподаватели, многие из которых уже сейчас ушли в вечную жизнь. Много и тех, которые живы. У меня в алтаре Синодик, я поминаю преподавателей, которые скончались, и тех, которые здравствуют. Можно сказать, мечта, которая в детстве, в школьные годы зародилась, исполнилась. Это лучшие годы.

Конечно, особый период был во время учёбы – это подготовка к Тысячелетию Крещения Руси. Это богослужение, которое было в Свято-Даниловом монастыре, который к этому времени восстановили, один из первых монастырей, который восстановили. И там было богослужение, в котором участвовали Патриархи Вселенской Церкви, Святейший Патриарх Пимен, который уже себя тяжело чувствовал. Долго к этому богослужению готовились. Отец Матфей много спевок проводил. Вот это, конечно, особый день был для России, да и вообще для истории Церкви. Тогда причислили к лику святых свт. Феофана Затворника, свт. Игнатия (Брянчанинова) и других святых. Отношения между Церковью и государством как-то потеплели. Приходилось участвовать в поездках во Францию, в Германию в составе хора отца Матфея. Знакомство с Церковью за рубежом, с русскими эмигрантами, которые там сохраняли веру – эти впечатления, конечно, необыкновенны. Некоторые связи с верующими до сих пор сохранились. Некоторые из нашего курса уехали в Германию, там служат на приходах Русской Православной Церкви. Я помню, как мы книги привезли. Тогда ещё издательства не было у нас, можно было купить только Библию, молитвослов, и то с трудом. Когда приехали, помню, в Мюнхен, в монастырь прп. Иова Почаевского, нас владыка Марк, ныне здравствующий, завёл на книжный склад. Там было огромное количество книг, и он сказал: «Берите что хотите». Для нас это было что-то невероятное! Тогда мы набрали себе каждый по чемодану книг, привезли. До сих пор эти книги хранятся. Это было всё равно, что открыть окно в мир, который мы не знали. Сейчас это уже не в диковинку – книги. А тогда голод был такой. Голод слова Божиего.  

Так что много было очень интересного во время обучения. Но самое главное – конечно, это общение с преподавателями. Это самое большое и самое ценное, что осталось.

В 1989 году, когда я учился на 4-м курсе в Московской духовной академии, начали открывать семинарии. До этого у нас было только три семинарии: это Московская, Ленинградская и Одесская. И две академии было в Советском Союзе: Московская и Ленинградская. А потом, в начале перестройки, начали открывать. И вот в 1989 г. открыли Тобольскую духовную семинарию и сюда назначили ректором архимандрита Макария (Веретенникова). Потом назначили инспектора, такая была должность: не проректор, а инспектор, назначили секретаря Учёного совета. И меня сюда пригласили, сказали, что нет диакона. Нужно в семинарию диакона и преподавателя. И на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы владыка Александр совершил мою хиротонию. Я приехал тогда в Тобольск и вот с того времени начал преподавать.

Расскажите, пожалуйста, про Ваше рукоположение, назначение на приход и обстоятельства приходской жизни.

До 1997 г. я был диаконом, а в 1997 году владыка Димитрий, сейчас митрополит Тобольский и Тюменский, совершил мою священническую хиротонию. Я сначала служил в храме Петра и Павла. Потом 19 лет служил в храме Семи отроков Ефесских, на кладбище, а с 2017 г. – уже в храме апостола Андрея Первозванного.

Конечно, современный период нельзя сравнивать с периодом советской власти, когда священники не имели никаких прав. Был такой закон, когда священнику давали регистрацию с согласия двадцатки мирян. И священник на приходе был наёмником. Его могли в любое время снять и отправить на другой приход. Сейчас Церковь управляется самостоятельно, в жизнь Церкви вмешательства нет. Как служить, как проповедовать, что можно говорить, что нельзя говорить, никто не диктует, свобода религиозного вероисповедания существует. Есть, конечно, другие разные искушения и проблемы. Но не такие, как при советской власти, когда священника могли за слово, за проповедь лишить регистрации, сослать в глухомань или посадить даже. Сейчас в этом плане священник свободен. Другие трудности есть. Легко никогда не бывает.


[1] протоиерей Михаил Васильевич Рождественский (1901—1988). После отделения от митрополита Сергия (Страгородского) в течение всей жизни не состоял в общении с клириками Русской Православной Церкви, совершая лишь тайные священнослужения.

[2] Послание заместителя патриаршего местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и временного при нем Патриаршего Священного Синода («Декларация» Митрополита Сергия) датировано 16/29 июля 1927 года, опубликована 18 августа 1927 года в «Известиях». Официальный документ представлял собой листовку размером 53 х 36 см, изданную тиражом 5000 экземпляров. Её разослали по приходам. Сразу же после публикации «Послание» вызвало ожесточённые споры как среди духовенства в СССР, так и в русской эмиграции.

[3] протоиерей Зотик Якимчук (1943 – 2024).

Радио «Голос Америки» мученица Евфросиния Денисова архимандрит Матфей (Мормыль) Святейший Патриарх Пимен митрополит Антоний (Сурожский) Епископ Василий (Родзянко) Карлаг Рар Глеб Александрович Тысячелетие Крещения Руси репрессии 1930-х годов протопресвитер Александр Шмеман протоиерей Виктор Потапов епископ Елецкий и Лебедянский Максим (Дмитриев) Владимир Македонович Волков Радио «Свобода» Республика Марий Эл протоиерей Пётр Турчанинов архимандрит Макарий (Веретенников) лагеря г. Тобольск Тобольская духовная семинария катакомбная церковь Русская Православная Церковь за рубежом Иван Александрович Глухов декларация митрополита Сергия (Страгородского) Московская духовная академия митрополит Димитрий Тобольский и Тюменский протоиерей Зотик Якимчук протоиерей Михаил Рождественский архиепископ Александр (Тимофеев) протоиерей Николай Кочанкин Радио «ВВС» преподобномученица Анна (Боровская) Троице-Сергиева лавра Свято-Данилов монастырь