Протоиерей Олег Тэор
ФИО, сан: протоиерей Олег Тэор
Год рождения: 1944
Место рождения и возрастания: г. Рыбинск, Ярославская обл., Псковская обл.
Образование: Московская духовная семинария
Место проживания в настоящее время: г. Псков
Дата записи интервью: 11.04.2024
Добрый день, дорогой отец Олег! Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о Вашем детстве, юности, что Вы можете рассказать о своей жизни? Где Вы родились, откуда родом?
Я родился в Рыбинске. Тот роддом, где я родился, цел и по сей день. Меня крестили 10 января 1944 года в Ярославле. Крёстная мать была Капитолина, она заставляла всех, чтобы дети были крещёные. С детства мы все были верующие.
А Ваши родители Вам рассказывали что-то про военное время?
Про военное? Тогда запрещалось говорить, фиксировать или записывать. Даже карандаш нельзя было держать. Если кто брал, уже вызывал подозрения. Запрещено было об этом оповещать.
Ваш отец был на войне?
Отец мой погиб после войны где-то.
В то время ведь запрещено было пропагандировать веру, как у Вас это было в семье?
В то время всяких людей было много. Но всё равно люди прибывали в вере. С детства я в церковь ходил, наш храм был примерно в двенадцати километрах по лесу.
Пешком добирались?
Пешком, да. Иногда для смелости, чтобы волки не нападали, у меня был колокольчик или палка с тряпкой, замотанной на конце, это отпугивало диких зверей. Вот такое понятие было.
А помните, в честь кого храм был освящён?
Святителя Николая Чудотворца в селе Заянье[1] – ближайший храм. У нас в округе колокольные звоны были, даже и после революции. В нашем приходе был колокол, который был слышен в радиусе сорока километров.
А школу Вы где закончили?
Сначала учился в начальной школе, потом в средней.
Сколько классов было в то время?
В начальной школе три класса, а потом семилетка.
В школьные годы среди Ваших одноклассников были верующие люди?
Были. Они почётно со мной обходились, ну, может быть, гордились этим.
А Вы не скрывали свою веру?
Тогда было не скрыть ничего, тогда были такие времена. А я в церковь ходил открыто.
А кто занимался Вашим воспитанием в вере? Это был какой-то определенный человек?
Нет, я сам ходил в церковь. Что непонятно было, я спрашивал у священника. И читал.
Когда у Вас проснулось желание послужить Христу в священническом сане? В каком возрасте Вы поняли, что хотите стать священником?
Когда стали закрывать храмы. Было такое постановление, что должно быть определённое количество религиозных организаций в стране. Подсчитывалось, сколько религиозных общин, и их закрывали. В то время я и пошёл по пути священства.
Вы помните именно то время закрытия храмов? Как это происходило?
Храм закрывали, если там не совершались богослужения, если не было священника. Поэтому я стал священником, чтобы пополнить религиозные организации со священниками и службами. У нас даже было так, что приходили закрывать церковь, но наши пожилые люди, бабушки говорили: «У нас совершается служба!» Им говорят: «Как служба? А кто служил?» Они говорят: «Мы сами. Певчие пели, кто умел читать, читали». На это ответ был такой: «Ну хорошо, что у вас служба была, а то сейчас мы бы закрыли вашу церковь».
В Вашем детстве была воскресная школа? Может быть, Вы посещали, как сейчас принято называть, курсы? Или в то время такого просто не было?
Такого не было. Я сам ходил и интересовался.
Как я понимаю, Вы же закончили духовную семинарию?
Это уже потом. Заочно.
Сколько Вам было тогда лет?
Я не помню. Митрополит Евсевий[2] в то время был в Сергиевой лавре.
Вы говорили, что учились на заочном отделении, тяжело было учиться в таком режиме?
Не особо тяжело, потому что церковное я знал, читал.
У Вас в то время был духовный наставник?
Ходил к старцу, отцу Симеону (Желнину)[3].
Расскажите про него, какой он был Вашими глазами?
Трудолюбивый был, всё своими руками делал. Столбики там такие, они и сейчас, наверное, есть в Печорах.
Да, стоят его столбики.
Да, вот он делал их. Сообразительный был. Даже там карета была Анны Иоанновны…
Она до сих пор стоит в монастыре.
… и он из какого-то корня сделал змею и туда её под колёса поставил, я это ещё с детства помню.
Он не говорил для Вас никакого откровения? Так, чтобы Вы почувствовали, что это дар прозорливости?
Не знаю… Я вот помню, у него такая была красная трудолюбивая рука, и он меня вот так по лбу стукнул. Со мной ещё мальчик был, Коля, и его точно так же.
Вы помните своё диаконское служение? Долго Вы были диаконом?
Я помню, что тогда был митрополит Иоанн (Разумов), и он говорил тогда, что ему диакона не нужны, нужны священники. И я диаконом был, по-моему, десять дней.
А Вы помните свою хиротонию? Какие чувства испытывали?
Помню. Я молился. Это было в Пскове, в Троицком соборе, а вокруг престола меня водил отец Иоанн (Крестьянкин), потому что другие пели, некому петь было, митрополит Иоанн (Разумов) любил пение. Я когда рассказал это после хиротонии, там была Нина Владимировна, бухгалтер епархии, она сказала: «Это было промыслительно, что отец Иоанн (Крестьянкин) водил вокруг престола».
Вы помните Отца Иоанна? Каким он был?
Помню. Живой такой, иногда обнимал, целовал меня.
Вы же знаете, что он пострадал от властей, отсидел?
Да, но он нам об этом не говорил, об этом нельзя было говорить. Может быть, с кем-то и делился.
А какие были бы последствия, если бы он рассказывал?
Забрали бы и дальше куда-нибудь сослали.
А у Вас были проблемы с властями или давление на Вас за то, что Вы священнослужитель?
Позже были. Когда я заочно учился, меня вызывали в город Дно. Я часто соборовал и всегда выходил на требы, хотя это не одобрялось. И я был виноват, что человек после меня не умер, а выздоровел.
За это Вас обвиняли?
Да. Ещё показывали мне: «Вот тут написано: “напутствовать умирающего”, а человек выжил!» И так часто было.
А как Вы сейчас относитесь к той атеистической программе?
Ну, делать было нечего, ничем не поможешь в те времена.
Можно назвать это Промыслом Божиим?
Господь хранил нашу Россию, наших русских людей, Православие.
Вы ездили в паломнические поездки?
Я был в Югославии, когда бомбили Белград. Это было на моих глазах. В Сербии, во Иерусалиме, на Святой горе Афон.
Расскажите про Афон, как там было в то время?
Афон могли отобрать у нас, русских, поэтому отец Ипполит[4], мой знакомый, в числе других направлен был на Афон. Тогда был такой закон, что если русских не будет, то заберут монастырь на Афоне. И тогда многим пришлось отречься от российского гражданства, принять греческое подданство, чтобы сохранить святые места на святой горе Афон. Пантелеимонов монастырь, Ильинский скит.
А Вы хорошо помните старца Николая Гурьянова? Каким он был? Наше поколение его помнит по многим видеозаписям.
Да, он был добрым, хорошим, иногда и с юмором, самое главное, что у него любовь была ко всем.
Много людей к нему приезжало?
Да, много. И я к нему приезжал.
Вы к нему приезжали, уже будучи священником?
Да, и не раз ночевал у него в келье на лежанке, тепло было у него, хорошо.
Может, ещё каких-то старцев Вы застали? Помните отца Адриана (Кирсанова)?
Да, он отчитывал бесноватых. Я по Сергиевой лавре иду, идёт на встречу отец Адриан, я ему говорю: «Отец Адриан! Вот надо экзамен сдавать!» А учиться некогда было. А он говорит мне: «Четвёрку получишь!» А в другой раз мог другую оценку назвать, и какую вот он отметку скажет, такую я и получал. Вот отец Адриан!
Воистину, старец. Может быть, у Вас есть архивные фотографии?
Сейчас собираются сделать архив, большой альбом моих воспоминаний, кого я знал. Мы стараемся издать что-то.
Как в советские годы проводились церковные праздники? Люди о них знали? В храм ходили на Пасху?
Ходили на Пасху в храм, крестный ход был. Люди верующие были, кто тайно, кто как. Даже тайно яйца красили.
Кого, по Вашему мнению, было больше? Верующих или атеистов?
Скорее всего, больше верующих.
Вы сейчас настоятель Александро-Невского храма города Пскова, а до этого много ли было приходов, на которых Вы служили?
Да в основном нет. В Троицком соборе Пскова я был священником, совершал требы. Треб было много, я исполнял их в городе и везде, где было нужно.
Есть такое место куда Вы хотели бы вернуться? Любимый храм?
Все любимые!
Вы приняли целибат, то есть Вы не женатый священник и не монах. У Вас был выбор? Может быть, Вы хотели принять монашество, но не получилось?
Я не знаю, так случайно получилось. Я с детства всё в монастыре был, в Печоры ездил, так что всё был с монахами и старцами.
Тогда в духовном плане время было лучше, чем сейчас?
Люди все были верующие, если можно так сказать. Первый атеист, которого я помню, приехал откуда-то с Эстонии к знакомой своей. Он стал говорить, что Бога нет.
Как Вы воспринимали его слова?
Я оставался при своём.
Живая вера приходит именно тогда, когда в жизни человека происходят страшные ситуации?
Да, есть такая поговорка: «В окопах неверующих нет». Это про тех, кто на войне. Сейчас у меня батюшка есть, который на войну ездит. Он рассказывал, это было не так давно, может быть, месяца два назад, а может, и месяц. Один батюшка, который на войну ездит, как-то желал увидеть своего друга священника. А во сне ему было сказано: «Иди той дорогой, что светлячки тебе покажут». А светлячки, они же ночью светятся. Вот он и пошёл по светлячкам. И пришёл к своим. А те удивлялись, как он смог туда прийти. Там всё заминировано, он должен был подорваться! А он ответил: «Так я по светлячкам. Мне приснилось во сне, сказали: “Иди, где светлячки”. Я встал и пошёл. И пришёл». Так что в наше время тоже есть чудеса.
Спасибо Вам, батюшка! Поделились знаниями, опытом. Спаси Вас Господь!
Во славу Божию!
[1] Псковская область.
[2] митрополит Евсевий (Саввин), архиерей Русской православной церкви на покое.
[3] преподобный Симеон (Желнин), Псково-Печерский.
[4] архимандрит Ипполит (Халин), (1928 – 2002).